Энергетический паспорт: правомерны ли требования надзорных инстанций?

В конце 2012 г. многие субъекты предпринимательства, даже некоторые государственные учреждения столкнулись с новыми требованиями Ростехнадзора. Технологическое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, угрожая внушительными штрафами, предписывает коммерческим и некоммерческим объединениям разработку энергетических паспортов. В конце 2012 г. многие субъекты предпринимательства, объединения граждан и даже некоторые государственные учреждения столкнулись с новыми требованиями Ростехнадзора. Технологическое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, угрожая внушительными штрафами, предписывает коммерческим и некоммерческим объединениям разработку энергетических паспортов.
Руководители, не сталкивавшиеся ранее с подобными документами, испытали множество затруднений и сомнений. На чем основаны требования надзорных инстанций и чем грозит неисполнение этих требований?

Обоснование

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору опирается на Федеральный закон №261. Данный документ, регулирующий правоотношения в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности, обязывает собственников ряда объектов провести энергоаудит, получить и предоставить в федеральные органы исполнительной власти результирующий документ – энергетический паспорт.

Добровольно или принудительно?

Вышеуказанный закон №261 предусматривает добровольное или обязательное оформление документации, результирующей проведение энергоаудита. В обязательном порядке энергетический паспорт обязаны получать следующие предприятия и организации:
  • государственные учреждения и органы самоуправления, зарегистрированные как юридические лица;
  • коммерческие и некоммерческие образования, учрежденные государством и муниципалитетами;
  • предприятия, чья деятельность непосредственно связана с регулируемыми видами деятельности;
  • компании, которые производят, транспортируют, перерабатывают или распределяют электрическую или тепловую энергию, воду, нефтепродукты, газ или уголь;
  • субъекты с суммарной годовой емкостью потребления энергоресурсов свыше 10 млн. рублей;
  • организации и предприятия, привлекающие для финансирования энергосберегающих программ бюджетные средства.
Все предприятия, учреждения и организации, подпадающие под вышеперечисленные определения, раз в пять лет должны подавать в контролирующие инстанции энергопаспорта.

Рекомендации заказчикам

  1. Поскольку разработка энергетического паспорта осуществляется только членами специализированных объединений — саморегулируемых организаций (СРО), инициатору следует удостовериться в наличии документа, подтверждающего участие исполнителя в СРО.
  2. Не стоит воспринимать энергетический паспорт как излишний и бесполезный документ: при должном уровне исполнения заказчику предоставляется план мероприятий, реально способствующих оптимизации энергозатрат.
  3. Заказчикам из государственных структур следует ознакомиться с особой схемой, подразумевающей проведение тендеров на заключение договоров на энергоаудит с оформлением результирующих документов.

А если проигнорировать?

Можно ли проигнорировать предписание о разработке энергетического паспорта, если наличие данного документа предусмотрено законодательством? Это чревато серьезными последствиями, уклониться от которых не удастся — соблюдение Федерального закона №261 контролирует несколько государственных служб. Санкции на невыполнение распоряжений по-настоящему внушительны: за несоблюдение сроков должностные лица и субъекты предпринимательства (не юридические лица) могут быть оштрафованы на сумму 10-15 тыс. рублей, для юридических лиц сумма взысканий составляет 50-250 тыс. рублей. МирСоветов рекомендует следовать букве закона и не испытывать на себе терпение надзорных инстанций.



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: