Илья Ефимович Репин - «трудолюбивая посредственность»? Ко дню рождения художника

«Лукавый мужичонка» — так прозвал художника критик, публицист, поэт-сатирик и драматург, а по сути — бесцеремонный циник Буренин В. П., перед светским обществом в те времена. И ведь прилипла эта кличка к Репину — долгое время современники именно таким образом характеризовали этого великого и странного, якобы поверхностного, неустойчивого в убеждениях и во взглядах человека.

Многие знавшие его чуть ли не в один голос утверждали, что он всегда жил чувствами, а не умом. Поговаривали, что если бы его ум был хотя бы наполовину равен его гениальности в живописи, то этому человеку быть среди великих мудрецов. Но явный перевес дарования в искусстве над рассудком — вот, по общему мнению, основная черта Ильи Ефимовича.

Русский художник, историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства» Александр Николаевич Бенуа и вовсе припечатал: «Репин плохой мыслитель. Это человек, вполне зависящий от настроения минуты, от последнего впечатления. В этом, положим, лучше всего сказывается его глубоко художественная натура, призванная отражать все, что творится вокруг нее. Но, к сожалению, Репин явился в такой момент, когда-то, что творилось, скорее можно было передать на словах, нежели в образах. Репин — дитя общества и времени, отвергнувших внешнюю культуру, следовательно, и пластическое искусство».

Звучит как приговор… Такое ощущение, что всем в то время было неведомо понятие «творческий поиск», а была понятна одна лишь сущность «верую твердо», за которую обязательно нужно сражаться всю жизнь. И совсем не понятны «факты», что приводят к доказательству о ветрености и поверхностности художника.

Да, он был очень уж своеобразным человеком. И другим быть не мог (таким уродился, что ли). Конечно, непостоянство, например, причиняло ему много хлопот в его семейной жизни. Но он честно признавался, что ему наскучивают привязанности и долгие отношения. Считал, что года достаточно, два года — уже много. Репин был искренне огорчен разрывом с Верой Алексеевной Репиной, сознавал свою вину, стыдился суда товарищей и особенно — осуждения правдивого Третьякова.

Да, он был таким — считая себя свободным для новых любовных отношений, не склонен был предоставлять свободу для жены. И новые любовные привязанности чередовались почти ежегодно, отличаясь чрезвычайным разнообразием. Как правило, это были светские женщины, портреты которых он писал. Иногда роман случался, но чаще всего дело обращалось в шутку. Бывали и жесткие отпоры со стороны женщин, и нешуточные страдания с обеих сторон.

Илья Репин никогда не боялся говорить правду в глаза ни своему брату-художнику, ни вельможам и чинушам, ни магнатам капитала. Он был одинаков со всеми. Он был естественным. Таким, какой есть. И вся его суть проявлялась в его картинах, набросках, этюдах, зарисовках… в письмах. Именно в письмах он говорил от себя лично.

Так, например, когда московские художники подписывали воззвание после смерти Достоевского, составленное Виктором Васнецовым для опубликования в газетах, Репин из чувства товарищества, подписал его, но тут же счел нужным сообщить свое мнение по этому поводу Крамскому:

«Признаюсь вам откровенно, я не совсем согласен со смыслом этого письма нашего. Достоевский — великий талант, художественный, глубокий мыслитель, горячая душа, но он надорванный человек, сломанный, убоявшийся смелости жизненных вопросов человеческих и обратившийся вспять. (Чему же учиться у такого человека? Тому, что идеал — монастырь? От них бо выйдет спасение земли русской). А знания человеческие суть продукт дьявола и порождают скептических Иванов Карамазовых, мерзейших Ракитиных да гомункулообразных Смердяковых. То ли дело люди верящие. Например Алеша Карам (азов) и даже Дмитрий, несмотря на все свое безобразие, разнузданность, пользуется полною симпатией автора, как и Грушенька. И потом… эти вечные грубые уколы полякам? Эт (а) ненависть к Западу? Глумление над католичеством и прославление православия? Поповское карание атеизма и неразрывной якобы с ним всеобщей деморализации.?)».

А какое возмущение вызвал у художника печально знаменитый Указ о «кухаркиных детях», 1887 г.

«Да, великолепный в мире колокол молчит; он испорчен падением и звонить не может. (Воображаю, как бы он заревел!) И многочисленнейший русский народ молчит; он получил пощечину, как в крепостные годы было, и молчит. Официально объявлено, что наши кучера, повара, кухарки-подлый народ, и на детях их лежит уже проклятие париев. И весь народ, для которого кучера и пр. уже высокопросвещенные люди, весь этот многочисленный и сильнейший народ молчит. И он испорчен падением, и он падал несколько раз с высоты свободных дум, на которую его не раз подымали вожаки. Он растрескался и ослабел. Паскудные, фальшивые нахальники, вроде Каткова и Победоносцева, стараются замазывать щели и уверять в его здоровье, непобедимости… Как на Турцию похоже; как нас неудержимо наши власти ведут по турецкой дорожке?!».

Горячий и вспыльчивый, И. Репин легко отдавался первому впечатлению, вынося суровый приговор или же расточая незаслуженно похвалы налево и направо. Но очень скоро, присмотревшись и вдумавшись, признавал также быстро долю преувеличения или преуменьшения в отзывах и незамедлительно исправлял казусы. Так, сделав верные суждения о художественной жизни Парижа, публично положительно оценил творчество импрессионистов, на которых вначале не обратил внимание. Значительно позже, увидев работы польских последователей импрессионизма, обрушился на них всей своей силой негодования — подражателям другого не дано.

Корней Чуковский вспоминает, насколько Репин способен был порой восхищаться посредственностью, прощая им всю полноту неграмотности, в силу одержимости своих внутренних противоречий.

«Вообще такая неумеренность жестов и слов была стилем его поведения. Стоило посмотреть на него рядом с каким-нибудь второстепенным писателем, музыкантом, актером, чтобы понять, до какой степени была велика у него жажда чрезмерно восхищаться людьми: „Это гениальный певец“, „Это гениальная натура“. Кажется, не было дня в его жизни, когда он не считал бы кого-нибудь из своих окружающих гением», — замечает Чуковский.

Пусть Репин предпочитал видеть в людях только способности и талант, тянулся исключительно к талантливым людям и слово «бездарность» было в его понимании страшным ругательством, но он был чрезвычайно самокритичным.

«Моя картина все еще стоит у меня на мольберте, и я, как вечно неудовлетворенная посредственность, подгоняю свою старую клячу Россинанта вдогонку кровных рысаков», — так писал Репин о себе. «Трудолюбивая посредственность, много натворившая ошибок», — тоже его слова о себе.

Но лучше всего воспринимается это: «Я не могу заниматься непосредственным творчеством, делать из своих картин ковры, ласкающие глаз… Всеми своими ничтожными силенками я стремлюсь олицетворять мои идеи в правде; окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст».


06:51 27.10.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Популярное

Планшетный, планетарный и сканер на основе ЦФК: ср

Перевод книги и любого другого сшитого документа в электронный вид предполагает решение нескольких з...

Внедрение 1С, или как увеличить эффективность труд

Без внедрения 1С трудно представить работу современного предприятия. Данный комплекс программ позвол...

BenQ G2220HDA Монитор для каждого

Сегодня среднестатистический монитор уже давно имеет следующие минимально-необходимые параметры – 22...

Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.

Сердечно-сосудистые заболевания в наше время главный фактор смертности на территории РФ. В последне...

Инвестиции в сети, новые HYIP фонды в интернете

Самый простой способ заработать деньги в интернете не требующий каких то специальных навыков это инв...

Главные этапы продвижения веб-сайтов.

Часто перед заказом раскрутки веб-сайта заказчики услуги не знают о том, какие типы работ будут пров...

Важность качества строительных работ и представле

    Как видим, с внедрением системы саморегулирования строительства система конт...

Зачем нужна чистка лица? Советы косметолога

На данный момент чистка лица в салоне красоты является одной из самых популярных процедур у клиентов...

Янван Скорел (Scorel)

Янван Скорел (Scorel) - нидерландский живописец, первый художник, провозгласивший идеалы итальянског...

Виброцил, инструкция по применению

Дождливую и слякотную осень и снежную, морозную зиму можно назвать сезонами, для которых характерно ...



Новости развития информационнного портала:

Наш сайт сделан для читателей, желающих без остановки совершенствоваться во всех сферах жизни. Каждый для себя найдет что-то интересное и подчеркнет из статьи полезные вещи. На сайте описано огромное количество моментов, которым в повседневной жизни вы найдете практическое применение. Отсутствие навязчивой рекламы, политики и новостных лент, наличие легкого юмора и полезных постов делает наш веб-сайт приятным для просмотра.

Занимательная и познавательная информация, которая собрана на нашем веб-сайте дает возможность ответить на многие интересующие вас вопросы. Для того, чтобы каждый посетитель на нашем портале смог в кротчайшие сроки отыскать нужную, для него информацию, мы максимально упростили интерфейс и улучшили систему поиска необходимой статьи. Теперь нет причины расходовать огромное количество времени для поиска ответа на необходимый для тебя вопрос.