Как советский грузовой магистральный локомотив опередил своё время? Паровоз серии ФД

Уже к концу первой пятилетки стало понятно, что страна остро нуждается в мощном и скоростном локомотиве, способном справляться со значительно возросшим грузооборотом. И 10 марта 1931 года Народный комиссариат путей сообщения (НКПС) выдает центральному отраслевому планово-техническому управлению (ЦПТУ НКПС) задание на проведение технико-экономических расчетов, которые должны определить основные параметры будущего паровоза.

Основная задача — увеличить провозную способность грузового локомотива как за счет повышения его веса и, соответственно, мощности, так и путем увеличения технической скорости. При этом особый упор делался именно на второе условие.

Помимо этого при расчете необходимо было учесть два ограничительных фактора:

1. Поскольку переход на автоматическое сцепное устройство локомотива с вагонами и последних между собой только планировался где-то в обозримом будущем, сила тяги паровоза не должна была превышать пределов прочности механической сцепки — винтовой стяжки.

2. Вес нового паровоза должно выдерживать существующее, не реконструируемое верхнее строение пути (рельсы и шпалы).

Расчеты ЦПТУ НКПС и выполненный на их основе эскизный проект паровоза 1 мая 1931 года были переданы для рабочего проектирования в Центральное локомотивно-проектное бюро Наркомата тяжелой промышленности (ЦЛПБ НКТП), а 31 октября первый советский грузовой магистральный локомотив серии ФД (Феликс Дзержинский) уже был выставлен на всеобщее обозрение у сада «Имени 1-го Мая», в самом центре Ворошиловграда (ныне Луганск), на паровозостроительном заводе которого его изготовили.

Нам очень тяжело представить и то время, и тех людей, которые тогда жили. Но, наверное, в их жизни была какая-то цель, к которой они всеми силами стремились и твердо верили, что они, именно они, достигнут этой цели. И не было для них ничего невозможного. Поэтому они взяли и сделали. Спроектировали и построили. То, что до них в Советском Союзе не проектировал и не строил никто.

И как?! Как они это сделали!

170 дней… Всего-навсего 170 дней потребовалось для того, чтобы спроектировать и построить ранее неведомое. В результате чего получился мощнейший из всех советских паровозов. Локомотив с самой высокой силой тяги. Мощность Ф Д на скорости 30 км/ч составляла 3 тысячи (!) лошадиных сил, вдвое превышая аналогичный показатель основного грузового магистрального локомотива того времени — паровоза серии Э. А расчетная сила тяги ФД — 23 300 кгс (техническая 21 200). И это — по сравнению с 19 000 у «Эшака» (больше на 22,6%).

Но несмотря на все эти положительные характеристики нового паровоза, использовать все его преимущества в полной мере советские железнодорожники так и не смогли. ФД опередил своё время. И поэтому не вписался в те технические возможности, что были у железных дорог станы Советов в 30-х годах прошлого века.

Паровоз, длина которого с шестиосным тендером составляла почти 30 м, по своим габаритам превышал размеры большинства локомотивных депо того времени. Но не это главное. ФД получился достаточно тяжелым. А по данным Госплана СССР в 1931 г. рельсы типа Ia, способные выдерживать предельную нагрузку 43,5 кг/пог. м, были уложены на… 2,1% протяженности главных магистральных путей! 13% всех шпал верхнего строения пути были прогнившими.

Только после 1937 года, когда рельсы Ia и IIа (тяжелых типов) были уложены на пятой части главных магистралей, эпюра (количество шпал на километр пути) была увеличена с 1440 до 1840 штук (современный стандарт), в качестве балласта вместо песчаника стали использовать щебень, а на многих узловых станциях появились новые здания депо, ФД получил более широкое применение. Но даже в довоенный период его могли использовать только на 2/3 железных дорог страны. Ну, а после завершения Великой Отечественной, когда к движению по восстановленным магистральным участкам могли быть допущены локомотивы с осевыми нагрузками не более 18 тс, ФД, со своими 20−22 тс, не мог использоваться большинством железных дорог той части страны, по которой прошла война.

Поэтому, когда с 1956 г. на железных дорогах СССР начался переход на тепловозную и электровозную тягу, а паровозы стали направлять на маневровые работы или на второстепенные пути, ФД пришлось переводить в резерв или списывать, т. к. ни для первого, ни для второго типа работ они не подходили.

Но всё равно… Своё дело эти паровозы сделали. И их вклад в успехи первых пятилеток есть. Он несомненен и никем не оспаривается. Он дал советским конструкторам и паровозостроителям то, чего у них не было до него. Опыт. И уверенность в своих силах. А это то, что со временем обязательно даст результат.

И он не заставил себя долго ждать. В 1944−45 гг. был разработан и построен один из лучших советских грузовых магистральных локомотивов. Достаточно экономичный и пригодный к использованию на всей сети железных дорог СССР. Паровоз серии Л, «Лебедянка», как называли его железнодорожники.

И серийную литеру — «Л», и своё имя, он получил по фамилии конструктора — Льва Сергеевича Лебедянского, который тогда, в 1931-м, входил в состав творческого коллектива, проектировавшего ФД.


09:20 23.10.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Интересное

Матрасы Lonax: краткий анализ моделей от российско

О пользе ортопедических матрасов знают почти все. Поэтому в торговых точках можно отыскать огромный ...

Как бороться с конденсатом на окнах пвх

Новые пластиковые окна пвхОкна пвх не только изменяют интерьер жилища, но и в корне изменяют условия...

Откуда появилось слово «лодырь»?

Что означает слово лодырь — знают все. Но откуда появился этот термин? На этот счет есть ...

Тигран Кеосаян: Кино – это сказка

Для старшего поколения Тигран Кеосаян – сын известного кинорежиссера, снявшего «Неуловимых мстителей...

Зачем нужна чистка лица? Советы косметолога

На данный момент чистка лица в салоне красоты является одной из самых популярных процедур у клиентов...

Как Канада получила свое имя?

Узнать, откуда произошли названия тех или иных стран, городов и прочих населенных пунктов, всегда ин...

Что такое медовуха?

Как-то во время одной из экскурсий в холодный зимний день мы зашли в ресторанчик согреться. На барно...

Как цвет посуды влияет на аппетит?

Думаю, многие замечали, что цвет оказывает довольно большое влияние на эмоциональное состояние. Зайд...

Электротехнические работы имеют влияние на ценност

Электромонтажные работы могут оказать существенное влияние на цену жилого помещения, уровень возможн...

Крым. На пороге войны?

Я никому не верю. Ни политикам, ни Интернету, ни соседям. Я верю только тому, что вижу своими глазам...



Новости развития информационнного портала:

Наш сайт сделан для читателей, желающих без остановки совершенствоваться во всех сферах жизни. Каждый для себя найдет что-то интересное и подчеркнет из статьи полезные вещи. На сайте описано огромное количество моментов, которым в повседневной жизни вы найдете практическое применение. Отсутствие навязчивой рекламы, политики и новостных лент, наличие легкого юмора и полезных постов делает наш веб-сайт приятным для просмотра.

Занимательная и познавательная информация, которая собрана на нашем веб-сайте дает возможность ответить на многие интересующие вас вопросы. Для того, чтобы каждый посетитель на нашем портале смог в кротчайшие сроки отыскать нужную, для него информацию, мы максимально упростили интерфейс и улучшили систему поиска необходимой статьи. Теперь нет причины расходовать огромное количество времени для поиска ответа на необходимый для тебя вопрос.