БРОНЕНО?СЕЦ
Французский броненосец «Редутабль». 1876.
Российский броненосец «Цесаревич». 1903.
БРОНЕНО?СЕЦ, надводный корабль с усиленной броневой защитой корпуса, вооружённый крупнокалиберной артиллерией и предназначенный для ведения морского боя и нанесения арт. ударов по береговым объектам. В 1854 во Франции построены броненосные плавучие батареи (водоизмещение 1,4 тыс. т, вооружение – 16 орудий 165-мм и два 116-мм; скорость 3–4 узла, или ок. 6–7 км/ч), использовавшиеся для обстрела рос. морских укреплений в ходе Крымской войны 1853–56, которые явились прообразом Б. В 1858–60 во Франции под рук. С. Ш. Дюпюи де Лома построен первый мореходный Б. «Глуар» (водоизмещение 5,6 тыс. т, 30 орудий 162-мм, бронирование до 120 мм, скорость 13,2 узла, или св. 24 км/ч), в 1860 в Великобритании – первый брит. Б. «Уорриор» (водоизмещение св. 9 тыс. т, вооружение – 48 орудий 200-мм, бронирование до 114 мм, скорость 14,3 узла, или св. 26 км/ч), имевшие парусное вооружение. В 1861–1862 в США под рук. Дж. Эриксона был построен Б. «Монитор» (водоизмещение 1,25 тыс. т, скорость 7 узлов, или 13 км/ч, бронирование до 203 мм, вооружён 2 размещёнными во вращающейся башне 280-мм орудиями). Впервые в рос. ВМФ частичное бронирование корпуса осуществлено на броненосной канонерской лодке «Опыт» в 1861, первым отеч. Б. стала построенная в 1863 в Великобритании броненосная плавучая батарея «Первенец» (в 1862–64 по её чертежам в России построена броненосная плавучая батарея «Не тронь меня»). В 1873–76 на Чёрном м. по проекту А. А. Попова построены круглые Б. «Новгород» и «Вице-адмирал Попов». В 1877 на Балтике вошёл в состав флота построенный под рук. Попова первый рос. мореходный Б. «Пётр Великий».
До 1880-х гг. отсутствовала чёткая классификация броненосных кораблей, их называли Б., броненосными фрегатами, броненосными корветами, броненосными плавучими батареями и др. По расположению артиллерии различались Б. казематные, брустверные и башенные.
В кон. 19 в. (в рос. ВМФ с 1892) Б. стали подразделяться на 2 осн. класса: эскадренные Б. и Б. береговой обороны. Эскадренные Б. (водоизмещение до 17 тыс. т, скорость до 18 узлов, или 33,3 км/ч; вооружение – до 4 орудий 305-мм, до 12 – 152-мм и значит. число орудий до 76-мм; бронирование до 450 мм) действовали в составе эскадры как гл. ударная сила флота. Б. береговой обороны (водоизмещение ок. 8 тыс. т; скорость до 16 узлов, или 29,6 км/ч; вооружение – до 4 орудий 254-мм и др.; бронирование до 255 мм) предназначались для действий в прибрежных районах моря и борьбы с береговой артиллерией.
Первый бой между Б. состоялся в ходе Гражданской войны в США 1861–1865, в нём участвовали Б. северян «Монитор» и Б. южан «Мерримак». Первое сражение броненосного флота произошло в ходе австро-прусской войны 1866 при о. Лисса между австр. и итал. флотами (итал. флагман потоплен таранным ударом). Наиболее известные сражения броненосных флотов – бой в Жёлтом море в 1904 и Цусимское сражение 1905 во время русско-японской войны 1904–05. Эта война вскрыла недостатки Б. как класса кораблей: небольшие скорость и дальность плавания, недостаточная живучесть и остойчивость, разнотипность арт. вооружения, малое число орудий гл. калибра.
Согласно распространённой в кон. 19 – нач. 20 вв. концепции амер. контр-адм. А. Т. Мэхэна, брит. вице-адм. Ф. Х. Коломба и др., броненосный флот рассматривался как гл. средство борьбы за господство на море. Сторонники «молодой школы» (франц. адм. Г. Об и др.) большее значение придавали действиям на морских коммуникациях крейсеров и миноносцев.
В основу тактики броненосного флота легли разработки эволюций (манёвров и перестроений) паровых судов франц. адм. Л. Э. Буэ-Вийомеза, рос. адм. Г. И. Бутакова и др. В 1860–80-е гг. мн. морские теоретики считали, что из-за превосходства брони над артиллерией осн. способом действий Б. является таран, для его использования наиболее выгодным считался строй клином. Постепенно развитие артиллерии привело к тому, что огневому бою Б. стали придавать большее значение, а наиболее выгодным строем считать кильватерную колонну.
Улучшение характеристик Б. привело к возникновению дредноутов (линейных кораблей), которые заменили Б. как гл. силу ВМФ (в 1907 в рос. флоте Б. отнесены к классу линейных кораблей). Строительство Б. практически прекратилось, но они ещё использовались во время 1-й мировой войны. Б. береговой обороны оставались на вооружении ряда стран до сер. 20 в. (напр., построенные в 1929–33 финлянд. Б. «Ильмаринен» и «Вянемяйнен»).
«Редутабль» – первый стальной броненосец
Броненосец «Редутабль» – первый стальной военный корабль в мире. По мореходности, скорости хода, площади бронирования и артиллерии был лучшим броненосцем конца XIX века.
Поражение Франции в войне с Пруссией сильно осложнило положение французского флота. То, что сухопутная страна победила вторую морскую державу мира, поставило под сомнение саму необходимость развития флота. Тем не менее здравый смысл возобладал, и в 1872 году была принята новая программа обновления французского флота. Еще до ее окончательно утверждения, 14 ноября 1871 года, был объявлен конкурс на разработку и постройку нового броненосца 1-го ранга.
ПРОЕКТ И СТРОИТЕЛЬСТВО
В конкурсе победил проект инженера 1-го класса Де Бюсси, из арсенала Лорьяна, который предложил проект новейшей концепции. В качестве материала для строительства Де Бюсси предложил сталь. Он использовал сталь Мартэна, изготовленную литейным заводом Крезо. Из нее изготавливался набор – шпангоуты и стрингеры, носовая часть внешней обшивки. Внешняя обшивка бортов и внутренняя обшивка были выполнены из листового железа. Такое комбинированное решение было связано с тем, что сталь слишком подвержена коррозии в условиях прямого контакта с морской водой. Кроме тою, она плохо рихтуется молотом, что было необходимо для придания листу изгиба по форме корпуса. Корабль окрестили «Редутабль» (Le Redoutable – «Грозный»). Проект утвердили 9 апреля 1872 года. Строительство начали в январе 1873-го в г. Лорьян.
Броненосец собирался по бракетной системе. Шпангоуты имели поперечные кницы, собранные из уголков между внешней и внутренней обшивками, и продольные стрингеры, связывающие каждые два шпангоута, что придавало корпусу дополнительную прочность. Некоторое количество этих стрингеров тянулось вдоль всего корпуса. Впервые был построен корабль с двойным дном и водонепроницаемыми переборками.
Вооружение корабля в проекте соответствовало стратегическим теориям того времени. Броненосец имел казематную батарею из четырех 27-см орудий, расположенных по его четырем углам. Палубой выше в барбетных полубашнях были расположены два других орудия того же калибра. К тяжелому вооружению добавляли шесть 14-см орудий, стреляющих по траверзу через порты, сделанные в фальшборте.
Паровая машина должна была развивать мощность 5600 л. с. Кроме того, броненосец должен был иметь парусную оснастку барка с площадью парусов 2000 м?. Корпус корабля был спущен на воду 18 сентября 1876 года в состоянии готовности более 70 %. В состав флота корабль вошел 1 августа 1878-го. Броненосец был испытан к 24 декабря, а 31 декабря 1878 года на него окончательно установили вооружение.
В проекте «Редутабль» французам удалось избежать многих ошибок своих прежних проектов. Это был мощный, хорошо вооруженный и адекватно скомпонованный броненосец с хорошей остойчивостью и высокой мореходностью. Доктрина на соответствие бортового и погонного/ретирадного залпа по числу тяжелых орудий, реализованная в этом проекте, в дальнейшем стала основной для французских боевых кораблей конца XIX века.
Читать: ASMP — единственная европейская ядерная ракета
КОРПУС
Корпус «Редутабля» имел максимальную длину 101 м и ширину в миделе 19,6 м. Набор собирался по принципу бракетной системы и включал восемь продольных стрингеров и 73 шпангоута, из которых восемь были водонепроницаемыми. Все восемь водонепроницаемых переборок находились между днищем и броневой палубой.
Жилая палуба, находящаяся на нижнем уровне каземата, была водонепроницаемой, и люки, прорезанные в ней, снабдили герметичными горловинами.
Обшивка второго дна была тоже герметичной. Планировалось, чтобы ограничить вероятный пропуск воды, продольные переборки на большей части корабля выполнить двойными. Двойное дно простиралось по длине 64,5 м. Это расстояние было разделено водонепроницаемыми шпангоутами и стрингерами на 40 ячеек или клеток, длиной каждая 1,61 м. Броненосец нес стальной таран и форштевень кованого железа. Дымовая труба находилась в центре корабля, посредине каземата. Котлы разделялись на четыре группы одной поперечной и одной продольной переборками. Продольная переборка разделяла также два центральных пороховых погреба. Эти переборки доходили до главной палубы и были герметичны. Четыре котельных отделения были совершенно независимы друг от друга. Угольные ямы разместили по бортам, напротив топок котлов. Машина находилась позади котлов.
БРОНИРОВАНИЕ
В течение строительства корабля толщина броневого пояса увеличивалась – 22 см, затем 25, а потом 30 см. В конце концов «Редутабль» получил 35-см кованную броню выше ватерлинии на высоте 1,16 м, ниже ватерлинии – 29-см. Общая высота броневого пояса составила 2,8 м.
Крепление под броню состояло из стальных 30-см балок, закрепленных на торсионах угловыми кницами. Весь пояс состоял только из двух рядов плит. Впервые были применены плиты большой ширины. Батарея была защищена с бортов 30-см броней. Но крыша батареи бронирования не имела и могла быть легко пробита навесным огнем. «Редутабль» был первым броненосцем, получившим полноценную броневую палубу. Ее толщина составляла 30-40 мм.
ДВИЖИТЕЛИ
Главная паровая машина броненосца – компаунд системы Вольфа с тремя группами по два цилиндра, с опрокинутыми шатунами. Машина стояла на фундаменте и на 60 см возвышалась над внутренним дном. Каждая из трех групп цилиндров была независима, так как расширение пара могло производиться по желанию без действия параллельных шатунов и без изменения их расположения относительно коленчатых валов. Паровая машина работала на один вал с винтом диаметром 6,3 м и шагом 7,34 м. Пар вырабатывался восемью овальными котлами, имевшими по пять топок каждый. Все восемь котлов размещались в двух рядах друг за другом с топками, повернутыми к бортам. Машина позволяла при полном водоизмещении развивать скорость в 14,5 узлов. Дальность плавания броненосца была 2840 миль на скорости 10 узлов. «Редутабль» нес парусное вооружение трехмачтового барка с общей площадью парусов 2033 м?. Высота грот-мачты была 24,12 м, длина грот-стеньги – 22,1, высота фок-мачты – 24,12, фор-стеньги – 22,1, бизань-мачты – 18,66, длина бушприта – 7,7 м.
Читать: Корабли класса АВИЗО
ВООРУЖЕНИЕ
Основное вооружение «Редутабля» – восемь 27-см орудий моделей 1870/75 гг. Четыре пушки размещались в броневой батарее в центре корпуса. Еще четыре стояли открыто на верхней палубе: два – побортно, на крыше центральной батареи. Еще одно орудие было погонным и стреляло через орудийный порт на носу. Восьмое 27-см орудие было ретирадным, стреляя по корме. Таким образом полный бортовой залп броненосца в любом направлении состоял из пяти орудий – на каждый борт могли стрелять два казематных и три из четырех орудий верхней палубы. По носу или по корме – два казематных, два бортовых и погонное или ретирадное орудие.
Дополнительно к тяжелым пушкам броненосец нес шесть 14-см орудий модели 1870 г., установленных на верхней палубе в открытых установках с сектором горизонтальной наводки 80°, два других – позади полубашен. Их угол горизонтального огня – от 0° до 90°. Эти пушки предназначались для стрельбы фугасами по небронированым частям броненосцев противника и поражения легких вражеских небронированных кораблей. В 1880-х корабль получил 28 противоминных револьверных пушек «Гочкис». Они распределялись следующим образом: две на полубаке, 12 на планшире, четыре по краям полубашен, четыре на мостике, шесть на марсах.
«Редутабль» был первым французским кораблем, оснащенным при постройке двумя 356-мм торпедными аппаратами, которые могли стрелять вперед под углом в 45° от диаметральной линии корабля. Корабль имел массивный плугообразный таран, характерный для французского кораблестроения девятнадцатого века. Состав артиллерийского вооружения варьировался от модернизации до модернизации. Неизменным оставалось количество и калибр основных орудий.
МОДЕРНИЗАЦИЯ
Модернизация «Редутабля» началась еще в процессе его строительства и проводилась в течение всей службы. Она складывалась в основном из улучшения артиллерийской части и облегчения рангоута и такелажа. Новыми стальными орудиями калибра 27 см обр. 1870 г. заменили первоначально установленные уже в конце 1879 года. В 1880-е годы менялась система вентиляции, установили стальные щиты к кормовому и носовым орудиям, поменяли котлы. Внешний облик корабля также стал изменяться. С грот-мачты и бизань-мачты сняли реи.
Читать: Эсминцы типа «Муцуки»
В 1893-1894 годах «Редутабль» прошел большую модернизацию. Прежде всего было принято решение полностью отказаться от рангоута. На месте фок- и бизань-мачты были установлены полые стальные боевые мачты (с винтовой лестницей внутри), с прожекторами и легкой артиллерией (37 и 47 мм). Артиллерия броненосца была модернизирована в два этапа. Сначала временно поставили восемь новых 274,4-мм орудий обр. 1881 г. на прежние станки, на втором этапе установили новое вооружение. На верхней палубе разместили три 274,4-мм орудия обр. 1881 г. на новых станках, на полубаке одно 274,4-мм орудие, в каземате четыре 240-мм орудия модели 1881/84 гг. на лафетах. Другие изменения в артиллерийской части касались увеличения главных погребов и подготовительных работ с целью установки 240-мм орудий. Паровая машина двойного расширения была перестроена в машину тройного расширения.
СЛУЖБА
Начало службы броненосца 1878-1880 годов прошло в постоянных испытаниях. Затем он участвует в многочисленных маневрах и учениях.
В мае 1882 года волнения в Египте подвергли опасности свободу плавания в Суэцком канале. «Редутабль» вошел в состав Эволюционной эскадры вместе с броненосцами «Кольбер», «Фридлан», «Осеан», «Триден», «Маренго» и другими кораблями. Эскадра снялась с якоря 3 июля для следования в Тунис и, под предлогом летнего крейсерства, приблизилась к вероятному театру военных действий. Однако Франция предпочла не вмешиваться.
Маневры сменялись ремонтами и модернизациями. Затем броненосец снова участвовал во всевозможных маневрах и плаваниях в Средиземном море. 1 июля 1889 года Эволюционная эскадра была переименованная в Эскадру западного Средиземноморья и Леванта.
1 августа 1900 года на броненосце поднял свой флаг вице- адмирал Потье, а на следующий день в сопровождении крейсера «Шасслу-Лоба» он направился на Дальний Восток, где «Редутабль» оставался вплоть до своего исключения из списков флота в 1910 году. Корпус первого стального броненосца продали 17 августа 1911-го за 100 тыс. франков. В 1912 году начались работы по разборке корабля.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕНОСЦА «РЕДУТАБЛЬ»
- Водоизмещение, т: – полное: 9430 – стандартное: 8858
- Размерения, м: – длина (наибольшая): 100,7 – ширина (на миделе): 19,76 – осадка: 7,88
- Бронирование (мм): – главный пояс: 350 – батарея: 300 – палуба: 30/40
- ГЭУ: паровая машина «Вольф» мощностью 4500 и. л. с, 8 овальных котлов
- Скорость хода (максимальная), узлов: 14,66
- Дальность плавания, миль: 2840 на скорости 10 узлов
- Вооружение: орудия 8 х 27-см обр. 1870/75., 6 х 14-см, 28x37 мм револьверных орудий «Гочкис», 2 х 533 мм ТА
- Экипаж, чел.: 709