Броненосцы — «тяжеловесы» океанов


БРОНЕНО?СЕЦ

Французский броненосец «Редутабль». 1876.

Российский броненосец «Цесаревич». 1903.

БРОНЕНО?СЕЦ, над­вод­ный ко­рабль с уси­лен­ной бро­не­вой за­щи­той кор­пу­са, во­ору­жён­ный круп­но­ка­ли­бер­ной ар­тил­ле­ри­ей и пред­наз­на­чен­ный для ве­де­ния мор­ско­го боя и на­не­се­ния арт. уда­ров по бе­ре­го­вым объ­ек­там. В 1854 во Фран­ции по­строе­ны бро­не­нос­ные пла­ву­чие ба­та­реи (во­до­из­ме­ще­ние 1,4 тыс. т, во­ору­же­ние – 16 ору­дий 165-мм и два 116-мм; ско­рость 3–4 уз­ла, или ок. 6–7 км/ч), ис­поль­зо­вав­шие­ся для об­стре­ла рос. мор­ских ук­ре­п­ле­ний в хо­де Крым­ской вой­ны 1853–56, ко­то­рые яви­лись про­об­ра­зом Б. В 1858–60 во Фран­ции под рук. С. Ш. Дю­пюи де Ло­ма по­стро­ен пер­вый мо­ре­ход­ный Б. «Глу­ар» (во­до­из­ме­ще­ние 5,6 тыс. т, 30 ору­дий 162-мм, бро­ни­ро­ва­ние до 120 мм, ско­рость 13,2 уз­ла, или св. 24 км/ч), в 1860 в Ве­ли­ко­бри­та­нии – пер­вый брит. Б. «Уор­ри­ор» (во­до­из­ме­ще­ние св. 9 тыс. т, вооружение – 48 ору­дий 200-мм, бро­ни­ро­ва­ние до 114 мм, ско­рость 14,3 уз­ла, или св. 26 км/ч), имев­шие па­рус­ное во­ору­же­ние. В 1861–1862 в США под рук. Дж. Эрик­со­на был по­стро­ен Б. «Мо­ни­тор» (во­до­из­ме­ще­ние 1,25 тыс. т, ско­рость 7 уз­лов, или 13 км/ч, бро­ни­ро­ва­ние до 203 мм, во­ору­жён 2 раз­ме­щён­ны­ми во вра­щаю­щей­ся баш­не 280-мм ору­дия­ми). Впер­вые в рос. ВМФ ча­стич­ное бро­ни­ро­ва­ние кор­пу­са осу­щест­вле­но на бро­не­нос­ной ка­но­нер­ской лод­ке «Опыт» в 1861, пер­вым отеч. Б. ста­ла по­стро­ен­ная в 1863 в Ве­ли­ко­бри­та­нии бро­не­нос­ная пла­ву­чая ба­та­рея «Пер­ве­нец» (в 1862–64 по её чер­те­жам в Рос­сии по­строе­на бро­не­нос­ная пла­ву­чая ба­та­рея «Не тронь ме­ня»). В 1873–76 на Чёр­ном м. по про­ек­ту А. А. По­по­ва по­строе­ны круг­лые Б. «Нов­го­род» и «Ви­це-ад­ми­рал По­пов». В 1877 на Бал­ти­ке во­шёл в со­став фло­та по­стро­ен­ный под рук. По­по­ва пер­вый рос. мо­ре­ход­ный Б. «Пётр Ве­ли­кий».

До 1880-х гг. от­сут­ст­во­ва­ла чёт­кая клас­си­фи­ка­ция бро­не­нос­ных ко­раб­лей, их на­зы­ва­ли Б., бро­не­нос­ны­ми фре­га­та­ми, бро­не­нос­ны­ми кор­ве­та­ми, бро­не­нос­ны­ми пла­ву­чи­ми ба­та­рея­ми и др. По рас­по­ло­же­нию ар­тил­ле­рии раз­ли­ча­лись Б. ка­зе­мат­ные, бруст­вер­ные и ба­шен­ные.

В кон. 19 в. (в рос. ВМФ с 1892) Б. ста­ли под­раз­де­лять­ся на 2 осн. клас­са: эс­кад­рен­ные Б. и Б. бе­ре­го­вой обо­ро­ны. Эс­кад­рен­ные Б. (во­до­из­ме­ще­ние до 17 тыс. т, ско­рость до 18 уз­лов, или 33,3 км/ч; во­ору­же­ние – до 4 ору­дий 305-мм, до 12 – 152-мм и зна­чит. чис­ло ору­дий до 76-мм; бро­ни­ро­ва­ние до 450 мм) дей­ство­ва­ли в со­ста­ве эс­кад­ры как гл. удар­ная си­ла фло­та. Б. бе­ре­го­вой обо­ро­ны (во­до­из­ме­ще­ние ок. 8 тыс. т; ско­рость до 16 уз­лов, или 29,6 км/ч; во­ору­же­ние – до 4 ору­дий 254-мм и др.; бро­ни­ро­ва­ние до 255 мм) пред­наз­на­ча­лись для дей­ст­вий в при­бреж­ных рай­онах мо­ря и борь­бы с бе­ре­го­вой ар­тил­ле­ри­ей.

Пер­вый бой ме­ж­ду Б. со­сто­ял­ся в хо­де Гра­ж­дан­ской вой­ны в США 1861–1865, в нём уча­ст­во­ва­ли Б. се­ве­рян «Мо­ни­тор» и Б. южан «Мер­ри­мак». Пер­вое сра­же­ние бро­не­нос­но­го фло­та про­изо­шло в хо­де ав­ст­ро-прус­ской вой­ны 1866 при о. Лис­са ме­ж­ду австр. и итал. фло­та­ми (итал. флаг­ман по­то­п­лен та­ран­ным уда­ром). Наи­бо­лее из­вест­ные сра­же­ния бро­не­нос­ных фло­тов – бой в Жёл­том мо­ре в 1904 и Цу­сим­ское сра­же­ние 1905 во вре­мя рус­ско-япон­ской вой­ны 1904–05. Эта вой­на вскры­ла не­до­стат­ки Б. как клас­са ко­раб­лей: не­боль­шие ско­рость и даль­ность пла­ва­ния, не­до­ста­точ­ная жи­ву­честь и остой­чи­вость, раз­но­тип­ность арт. во­ору­же­ния, ма­лое чис­ло ору­дий гл. ка­либ­ра.

Со­глас­но рас­про­стра­нён­ной в кон. 19 – нач. 20 вв. кон­цеп­ции амер. контр-адм. А. Т. Мэ­хэ­на, брит. ви­це-адм. Ф. Х. Ко­лом­ба и др., бро­не­нос­ный флот рас­смат­ри­вал­ся как гл. сред­ст­во борь­бы за гос­под­ство на мо­ре. Сто­рон­ни­ки «мо­ло­дой шко­лы» (франц. адм. Г. Об и др.) боль­шее зна­че­ние при­да­ва­ли дей­ст­ви­ям на мор­ских ком­му­ни­ка­ци­ях крей­се­ров и ми­но­нос­цев.

В ос­но­ву так­ти­ки бро­не­нос­но­го фло­та лег­ли раз­ра­бот­ки эво­лю­ций (ма­нёв­ров и пе­ре­строе­ний) па­ро­вых су­дов франц. адм. Л. Э. Буэ-Вий­о­ме­за, рос. адм. Г. И. Бу­та­ко­ва и др. В 1860–80-е гг. мн. мор­ские тео­ре­ти­ки счи­та­ли, что из-за пре­вос­ход­ст­ва бро­ни над ар­тил­ле­ри­ей осн. спо­со­бом дей­ст­вий Б. яв­ля­ет­ся та­ран, для его ис­поль­зо­ва­ния наи­бо­лее вы­год­ным счи­тал­ся строй кли­ном. По­сте­пен­но раз­ви­тие ар­тил­ле­рии при­ве­ло к то­му, что ог­не­во­му бою Б. ста­ли при­да­вать боль­шее зна­че­ние, а наи­бо­лее вы­год­ным стро­ем счи­тать киль­ва­тер­ную ко­лон­ну.

Улуч­ше­ние ха­рак­те­ри­стик Б. при­ве­ло к воз­ник­но­ве­нию дред­но­утов (ли­ней­ных ко­раб­лей), ко­то­рые за­ме­ни­ли Б. как гл. си­лу ВМФ (в 1907 в рос. фло­те Б. от­не­се­ны к клас­су ли­ней­ных ко­раб­лей). Строи­тель­ст­во Б. прак­ти­че­ски пре­кра­ти­лось, но они ещё ис­поль­зо­ва­лись во вре­мя 1-й ми­ро­вой вой­ны. Б. бе­ре­го­вой обо­ро­ны ос­та­ва­лись на воо­ру­же­нии ря­да стран до сер. 20 в. (напр., по­стро­ен­ные в 1929–33 финлянд. Б. «Иль­ма­ри­нен» и «Вя­не­мяй­нен»).

«Редутабль» – первый стальной броненосец

Броненосец «Редутабль» – первый стальной военный корабль в мире. По мореходности, скорости хода, площади бронирования и артиллерии был лучшим броненосцем конца XIX века.

Поражение Франции в войне с Пруссией сильно осложнило положение французского флота. То, что сухопутная страна победила вторую морскую державу мира, поставило под сомнение саму необходимость развития флота. Тем не менее здравый смысл возобладал, и в 1872 году была принята новая программа обновления французского флота. Еще до ее окончательно утверждения, 14 ноября 1871 года, был объявлен конкурс на разработку и постройку нового броненосца 1-го ранга.

ПРОЕКТ И СТРОИТЕЛЬСТВО

В конкурсе победил проект инженера 1-го класса Де Бюсси, из арсенала Лорьяна, который предложил проект новейшей концепции. В качестве материала для строительства Де Бюсси предложил сталь. Он использовал сталь Мартэна, изготовленную литейным заводом Крезо. Из нее изготавливался набор – шпангоуты и стрингеры, носовая часть внешней обшивки. Внешняя обшивка бортов и внутренняя обшивка были выполнены из листового железа. Такое комбинированное решение было связано с тем, что сталь слишком подвержена коррозии в условиях прямого контакта с морской водой. Кроме тою, она плохо рихтуется молотом, что было необходимо для придания листу изгиба по форме корпуса. Корабль окрестили «Редутабль» (Le Redoutable – «Грозный»). Проект утвердили 9 апреля 1872 года. Строительство начали в январе 1873-го в г. Лорьян.

Броненосец собирался по бракетной системе. Шпангоуты имели поперечные кницы, собранные из уголков между внешней и внутренней обшивками, и продольные стрингеры, связывающие каждые два шпангоута, что придавало корпусу дополнительную прочность. Некоторое количество этих стрингеров тянулось вдоль всего корпуса. Впервые был построен корабль с двойным дном и водонепроницаемыми переборками.

Вооружение корабля в проекте соответствовало стратегическим теориям того времени. Броненосец имел казематную батарею из четырех 27-см орудий, расположенных по его четырем углам. Палубой выше в барбетных полубашнях были расположены два других орудия того же калибра. К тяжелому вооружению добавляли шесть 14-см орудий, стреляющих по траверзу через порты, сделанные в фальшборте.

Паровая машина должна была развивать мощность 5600 л. с. Кроме того, броненосец должен был иметь парусную оснастку барка с площадью парусов 2000 м?. Корпус корабля был спущен на воду 18 сентября 1876 года в состоянии готовности более 70 %. В состав флота корабль вошел 1 августа 1878-го. Броненосец был испытан к 24 декабря, а 31 декабря 1878 года на него окончательно установили вооружение.

В проекте «Редутабль» французам удалось избежать многих ошибок своих прежних проектов. Это был мощный, хорошо вооруженный и адекватно скомпонованный броненосец с хорошей остойчивостью и высокой мореходностью. Доктрина на соответствие бортового и погонного/ретирадного залпа по числу тяжелых орудий, реализованная в этом проекте, в дальнейшем стала основной для французских боевых кораблей конца XIX века.

Читать: ASMP — единственная европейская ядерная ракета

КОРПУС

Корпус «Редутабля» имел максимальную длину 101 м и ширину в миделе 19,6 м. Набор собирался по принципу бракетной системы и включал восемь продольных стрингеров и 73 шпангоута, из которых восемь были водонепроницаемыми. Все восемь водонепроницаемых переборок находились между днищем и броневой палубой.

Жилая палуба, находящаяся на нижнем уровне каземата, была водонепроницаемой, и люки, прорезанные в ней, снабдили герметичными горловинами.

Обшивка второго дна была тоже герметичной. Планировалось, чтобы ограничить вероятный пропуск воды, продольные переборки на большей части корабля выполнить двойными. Двойное дно простиралось по длине 64,5 м. Это расстояние было разделено водонепроницаемыми шпангоутами и стрингерами на 40 ячеек или клеток, длиной каждая 1,61 м. Броненосец нес стальной таран и форштевень кованого железа. Дымовая труба находилась в центре корабля, посредине каземата. Котлы разделялись на четыре группы одной поперечной и одной продольной переборками. Продольная переборка разделяла также два центральных пороховых погреба. Эти переборки доходили до главной палубы и были герметичны. Четыре котельных отделения были совершенно независимы друг от друга. Угольные ямы разместили по бортам, напротив топок котлов. Машина находилась позади котлов.

БРОНИРОВАНИЕ

В течение строительства корабля толщина броневого пояса увеличивалась – 22 см, затем 25, а потом 30 см. В конце концов «Редутабль» получил 35-см кованную броню выше ватерлинии на высоте 1,16 м, ниже ватерлинии – 29-см. Общая высота броневого пояса составила 2,8 м.

Крепление под броню состояло из стальных 30-см балок, закрепленных на торсионах угловыми кницами. Весь пояс состоял только из двух рядов плит. Впервые были применены плиты большой ширины. Батарея была защищена с бортов 30-см броней. Но крыша батареи бронирования не имела и могла быть легко пробита навесным огнем. «Редутабль» был первым броненосцем, получившим полноценную броневую палубу. Ее толщина составляла 30-40 мм.

ДВИЖИТЕЛИ

Главная паровая машина броненосца – компаунд системы Вольфа с тремя группами по два цилиндра, с опрокинутыми шатунами. Машина стояла на фундаменте и на 60 см возвышалась над внутренним дном. Каждая из трех групп цилиндров была независима, так как расширение пара могло производиться по желанию без действия параллельных шатунов и без изменения их расположения относительно коленчатых валов. Паровая машина работала на один вал с винтом диаметром 6,3 м и шагом 7,34 м. Пар вырабатывался восемью овальными котлами, имевшими по пять топок каждый. Все восемь котлов размещались в двух рядах друг за другом с топками, повернутыми к бортам. Машина позволяла при полном водоизмещении развивать скорость в 14,5 узлов. Дальность плавания броненосца была 2840 миль на скорости 10 узлов. «Редутабль» нес парусное вооружение трехмачтового барка с общей площадью парусов 2033 м?. Высота грот-мачты была 24,12 м, длина грот-стеньги – 22,1, высота фок-мачты – 24,12, фор-стеньги – 22,1, бизань-мачты – 18,66, длина бушприта – 7,7 м.

Читать: Корабли класса АВИЗО

ВООРУЖЕНИЕ

Основное вооружение «Редутабля» – восемь 27-см орудий моделей 1870/75 гг. Четыре пушки размещались в броневой батарее в центре корпуса. Еще четыре стояли открыто на верхней палубе: два – побортно, на крыше центральной батареи. Еще одно орудие было погонным и стреляло через орудийный порт на носу. Восьмое 27-см орудие было ретирадным, стреляя по корме. Таким образом полный бортовой залп броненосца в любом направлении состоял из пяти орудий – на каждый борт могли стрелять два казематных и три из четырех орудий верхней палубы. По носу или по корме – два казематных, два бортовых и погонное или ретирадное орудие.

Дополнительно к тяжелым пушкам броненосец нес шесть 14-см орудий модели 1870 г., установленных на верхней палубе в открытых установках с сектором горизонтальной наводки 80°, два других – позади полубашен. Их угол горизонтального огня – от 0° до 90°. Эти пушки предназначались для стрельбы фугасами по небронированым частям броненосцев противника и поражения легких вражеских небронированных кораблей. В 1880-х корабль получил 28 противоминных револьверных пушек «Гочкис». Они распределялись следующим образом: две на полубаке, 12 на планшире, четыре по краям полубашен, четыре на мостике, шесть на марсах.

«Редутабль» был первым французским кораблем, оснащенным при постройке двумя 356-мм торпедными аппаратами, которые могли стрелять вперед под углом в 45° от диаметральной линии корабля. Корабль имел массивный плугообразный таран, характерный для французского кораблестроения девятнадцатого века. Состав артиллерийского вооружения варьировался от модернизации до модернизации. Неизменным оставалось количество и калибр основных орудий.

МОДЕРНИЗАЦИЯ

Модернизация «Редутабля» началась еще в процессе его строительства и проводилась в течение всей службы. Она складывалась в основном из улучшения артиллерийской части и облегчения рангоута и такелажа. Новыми стальными орудиями калибра 27 см обр. 1870 г. заменили первоначально установленные уже в конце 1879 года. В 1880-е годы менялась система вентиляции, установили стальные щиты к кормовому и носовым орудиям, поменяли котлы. Внешний облик корабля также стал изменяться. С грот-мачты и бизань-мачты сняли реи.

Читать: Эсминцы типа «Муцуки»

В 1893-1894 годах «Редутабль» прошел большую модернизацию. Прежде всего было принято решение полностью отказаться от рангоута. На месте фок- и бизань-мачты были установлены полые стальные боевые мачты (с винтовой лестницей внутри), с прожекторами и легкой артиллерией (37 и 47 мм). Артиллерия броненосца была модернизирована в два этапа. Сначала временно поставили восемь новых 274,4-мм орудий обр. 1881 г. на прежние станки, на втором этапе установили новое вооружение. На верхней палубе разместили три 274,4-мм орудия обр. 1881 г. на новых станках, на полубаке одно 274,4-мм орудие, в каземате четыре 240-мм орудия модели 1881/84 гг. на лафетах. Другие изменения в артиллерийской части касались увеличения главных погребов и подготовительных работ с целью установки 240-мм орудий. Паровая машина двойного расширения была перестроена в машину тройного расширения.

СЛУЖБА

Начало службы броненосца 1878-1880 годов прошло в постоянных испытаниях. Затем он участвует в многочисленных маневрах и учениях.

В мае 1882 года волнения в Египте подвергли опасности свободу плавания в Суэцком канале. «Редутабль» вошел в состав Эволюционной эскадры вместе с броненосцами «Кольбер», «Фридлан», «Осеан», «Триден», «Маренго» и другими кораблями. Эскадра снялась с якоря 3 июля для следования в Тунис и, под предлогом летнего крейсерства, приблизилась к вероятному театру военных действий. Однако Франция предпочла не вмешиваться.

Маневры сменялись ремонтами и модернизациями. Затем броненосец снова участвовал во всевозможных маневрах и плаваниях в Средиземном море. 1 июля 1889 года Эволюционная эскадра была переименованная в Эскадру западного Средиземноморья и Леванта.

1 августа 1900 года на броненосце поднял свой флаг вице- адмирал Потье, а на следующий день в сопровождении крейсера «Шасслу-Лоба» он направился на Дальний Восток, где «Редутабль» оставался вплоть до своего исключения из списков флота в 1910 году. Корпус первого стального броненосца продали 17 августа 1911-го за 100 тыс. франков. В 1912 году начались работы по разборке корабля.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕНОСЦА «РЕДУТАБЛЬ»

  • Водоизмещение, т: – полное: 9430 – стандартное: 8858
  • Размерения, м: – длина (наибольшая): 100,7 – ширина (на миделе): 19,76 – осадка: 7,88
  • Бронирование (мм): – главный пояс: 350 – батарея: 300 – палуба: 30/40
  • ГЭУ: паровая машина «Вольф» мощностью 4500 и. л. с, 8 овальных котлов
  • Скорость хода (максимальная), узлов: 14,66
  • Дальность плавания, миль: 2840 на скорости 10 узлов
  • Вооружение: орудия 8 х 27-см обр. 1870/75., 6 х 14-см, 28x37 мм револьверных орудий «Гочкис», 2 х 533 мм ТА
  • Экипаж, чел.: 709

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: