Умом тваренье не понять, аршином общим не измерить
В рамках проекта «Кино без границ» в российский прокат вышел приключенческий фильм 3D «Измеряя мир». Премьеру картины о судьбе двух выдающихся немецких ученых 18 века посетил режиссер Детлеф Бук.
Не снять фильм по одноименному роману австро-немецкого писателя Даниэля Кельмана, который сам же адаптировал свою прозу в сценарий, было невозможно. Во-первых, сама по себе жизнь известных личностей является прекрасным материалом для увлекательного сюжета. Во-вторых, страсть к путешествиям одного из героев предоставляет широкие визуальные возможности, тем более, когда задействованы 3D-технологии.
Наконец, немецкий режиссер, рассказывая о двух гениальных личностях – известном естествоиспытателе и путешественнике Александре фон Гумбольдте и выдающемся математике Карле Гауссе, – невольно прославляет немецкий гений. Ко всему же, о величии «германского духа» напоминает в картине и Иммануил Кант. Ради встречи с ним молодой Гаусс, который не любил покидать родной дом, поехал через пол Европы аж в Кенигсберг. Правда, математик, с головой погрузившийся в игру чисел, был разочарован знакомством с выдающимся философом. Не проявив никакого интереса к формулам, с которых Гаусс умудрился составить толстую книгу, состарившийся «критик чистого разума» попросил у слуги колбасы. В финале картины уже сам знаменитый математик остынет не только к науке, но и к жизни, смыслом которой станет покой, который он обретает только на старой кровати под периной.
Не в лучшем свете предстанет в старости и Гумбольд. Собираясь вместе с Гауссом на прием к королю, он вдруг обмочится, словно несмышленый ребенок. Видно, в бесконечных путешествиях по земному шару барон, отдавший жизнь науке, заработал цистит. Так, восторг создателей фильма перед недюжинным умом главных героев и их завидной волей к победе сменится иронией. Без нее, как известно, не обходится ни один представитель «новой волны» (вне зависимости от ее национальной принадлежности), к коей причисляют писателя Даниэля Кельмана.
Впрочем, повод для ироничного отношения к науке и ученым с первых же кадров фильма дает и режиссер. Добравшийся аж до Тибета Гумбольд удостоится встречи с ламой и тот, через переводчика, попросит оживить его недавно умершую собачку. Снискавший славу по всему миру ученый-энциклопедист испытает неловкость – главная тайна жизни, заключенная в творении, несмотря на все попытки ее разгадать, так и останется для него нераскрытой. Не знаю, насколько осознает это сам Детлеф Бук, но сценой с хитрецом ламой, якобы сокрушающемся о своем песике, он задал ироничный камертон всей картине. Каждый сам за себя решит, чего больше, пользы или вреда принесла человечеству материалистичная наука, получившая бурное развитие в эпоху Просвещения. Но факт остается фактом: несмотря на все усилия, она удовлетворила какие угодно потребности человечества, но только не самую главную из них – обретение бессмертия.
Коль создатели картины «Измеряя мир» отправляют нас на Восток, то и мы обратимся к его бесценной мудрости. Одним из ключевых понятий ведической, или древнеиндийской философии является понятие майи. Оно обозначает энергию Бога, из которой творятся материальные вселенные, но также при этом употребляется как синоним иллюзии, духовной слепоты, невежества. «Этимологическое значение слова майя – «то, что возможно измерить», в то время как Бхагаван (Бог – Авт.) – господин майи; Он не подлежит измерению. Там, где возникает попытка измерить, познать Бога, там правит майя, там Бога нет» – пишет выдающийся индийский философ Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура (1874 – 1937). Как живется человеку в мире, из которого наука изгнала Бога? – этот вопрос нам представляется риторическим.
В финале картины в кадре снова появится собака, но уже живая, что можно трактовать по-разному. Те, кто осознают цикличность бытия и, соответственно, признают вечное перевоплощение души, могут увидеть в игре с мертвым и живым песиками намек на вечный круговорот жизни, выразившийся в учении о реинкарнации. Для кого-то сопоставление живого и мертвого станет намеком на вечное возрождение жизни, которая хоть и завершается смертью одних, все же продолжается в бытии других. И в том и в другом случае человек ищет утешения. Разница лишь в том, что первые – уверовавшие в вечную жизнь души, которая лишь меняет тела, – рано или поздно начинают осознавать бессмысленность пребывания в круговороте колеса жизни, или самсары, как бесконечный цикл перевоплощений называется на санскрите. Поняв, что его жизнь похожа на бесконечный, бесцельный бег белки в колесе, человек начинает прилагать усилия, чтобы выйти из самсары, для чего завоевания современной науки совершенно не нужны (поэтому представляются бесполезными). Такой человек стремится познать духовные истины. Те же, кто решил, что живет лишь один раз, пытаются выжать из своего существования максимум удовольствия, чему и должна помочь материалистичная наука.
Конечно же, каждый вправе выбрать ту философию и тот путь, которые ему более понятны и близки. Правда, при этом нужно помнить, что удовольствие и счастье, которого все мы так жаждем, не являются синонимами. Удовольствие быстротечно и завершается, как правило, страданием. Счастье – непреходяще, его переживание не зависит ни от каких внешних обстоятельств, что делает человека свободным от них. Если судить по фильму «Измеряя мир», то его высокоинтеллектуальные герои испытали много разных удовольствий. Но счастливыми, как видим в финале, не стали. А это обстоятельство заставляет задуматься над тем, стоят ли плоды материалистичной науки всех затраченных на их завоевание усилий?
Вадим ДЫШКАНТ
www.veda.ru, http://www.arthouse.ru/movie.asp?Code=DVERDERW