Ложный путь к истине
Любое сектантство свидетельствует об узости мышления, фанатичной приверженности своим идеалам и отрицанию других ценностей.
Секты, как правило, ограниченные группы, жестко требующие признания правоты своего вероучения, связанных с ним морали и образа жизни. При этом отвергается как ложное все, что относится к вере и жизни за пределами секты.
В последние годы в России быстро растет число новых религиозных движений. Некоторые из них имеют местное российское происхождение (Богородичный центр, Белое братство и т.д.), но большинство попадает в страну из-за рубежа. Многие из них хорошо известны ученым-религиоведам, которые, естественно, не могут закрывать глаза па это сложное явление.
Практически каждый из нас в той или иной мере сталкивается с ними в своей повседневной жизни. Как нам относиться к ним? Это далеко не праздный вопрос не только для тех, кто ищет свой духовный путь.
Объективная и достоверная информация о новых религиозных движениях - это первый шаг в выработке нашего отношения к этому явлению.
Истоки происхождения современных новых религиозных движений крайне разнообразны. Прежде всего, это восточные религии (индуизм, буддизм и т.д.). Новизна движений этого типа заключается в том, что древние религии действуют в новых для них культурах и соответствующим образом приспосабливаются к ним. Другим источником возникновения новых религиозных движений является западная оккультная традиция, претендующая на глубокую древность, но организационно оформившаяся лишь в XVIII - XIX столетиях (масоны, розенкрейцеры, теософы). Третий источник - процесс дробления собственно христианской традиции, который достиг своего апогея в протестантизме. Мормоны, адвентисты, свидетели Иеговы и т.д. - плоды этого явления. Еще один немаловажный источник - язычество, культурная реабилитация которого, начатая романтиками в прошлом столетии, привела к созданию разнообразных неоязыческих групп в столетии нынешнем.
И, наконец, последний, но, вероятно, самый перспективный источник происхождения новых религиозных движений - синкретизм, т. е. смешение всех вышеперечисленных элементов в самых разнообразных пропорциях.
Синкретизм является неотъемлемой чертой практически всех новых религиозных движений, однако в последнее время он принимает в них доминирующий, «безбрежный» характер. Одним из ярких примеров синкретического образования является Церковь унификации, созданная корейским проповедником Муном.
С января 1993 года в некоторых российских школах и университетах ведется преподавание курса «Мой мир и я», пропагандирующего движение Муна. В этих учебных заведениях распространяются пособия, которые несут в себе идеологию мунизма. Подростки, так же как и их родители, даже и не подозревают, что им навязывают мировоззрение Муна и его последователей.
По данным экспертов-религиоведов, основные положения учения «Церкви унификации» заключаются в проповедовании божественного принципа искупления, беспрекословного поклонения и служения (в том числе путем сбора средств на нужды организации) основателю церкви Сан Мен Муну, который является для адептов «воплощением бога на земле и единственным спасителем человечества от сатаны».
В целях реализации своих установок муниты предпринимают активные и наступательные действия по проникновению в систему российского образования, внедрению «нетрадиционных» методов обучения. Они пользуются элементарной религиоведческой некомпетентностью преподавательского и административного аппарата образовательных учреждений, руководителей органов местного самоуправления. Им на руку корыстные интересы отдельных руководителей и преподавателей.
Ещё в 1984 году Европарламент открыто заявил, что приветствует непрерывное разоблачение мунистской деятельности через средства массовой информации. Чем же вызвана такая реакция?
Закрытые доктрины таких структур признают возможность использования насилия, угроз, шантажа во благо организации. Адептов побуждают к отказу от исполнения гражданских обязанностей, причинению вреда их здоровью, вовлекают в культовую деятельность несовершеннолетних, совершают иные противоправные деяния. При этом, подобные структуры чаще всего открыто демонстрируют лояльность но отношению к государству, создают себе имидж законопослушной организации, стараются заручиться поддержкой государственных органов и предпринимают активные попытки делегирования своих агентов в органы власти и управления.
Преступный характер деструктивных культов в своей основной, подводной части хорошо замаскирован и лишь иногда проявляется в виде таких инцидентов, как целый ряд самоубийств адептов Церкви унификации Муна в середине 1970-х годов прошлого века, в том числе, самосожжение на пустынном морском берегу во Франции последователя Муна - Патрика Эсно.
Кстати, наряду с успешной миссионерской деятельностью, Мун сколотил немалое состояние на торговле лекарствами и сырьевыми ресурсами. Кроме того, он стал известен как непримиримый борец против мирового коммунизма и особенно против северокорейского режима. В США Мун развернул активную общественную и коммерческую деятельность, проявляя особый интерес к академической сфере и средствам массовой информации (Мун является владельцем крупной газеты «Вашингтон Тайме» и создателем «Академии мира»). Однако деятельность его в этой стране столкнулась с серьезной критикой, и в 1982 г. он был посажен в тюрьму за неуплату налогов. В последние годы Церковь унификации активно занимается организацией религиозных и общественных форумов, призванных способствовать сближению различных политических и религиозных сил. В основе этой деятельности лежит убеждение Муна в том, что мир находится накануне второго пришествия Христа и задача его церкви - подготовить человечество к этому событию. Основная база церкви находится в Корее и Японии, однако она имеет своих миссионеров в 120 странах (в том числе и в России).
В России в отношении организации Муна было возбуждено уголовное дело по статье 143-1 УК в 1996 г. прокуратурой г.Санкт-Петербурга. Суть дела: руководители организации вовлекают молодежь и секту, подвергают психической обработке, подавляют волю личности, подчиняя ее себе.
Кроме того, деятельность последователей псевдохристианской оккультно-мистической секты Муна в учебных заведениях является грубым нарушением российского законодательства о светском характере образования.
Нарушаются положения Конституции РФ, Закона РФ «О свободе совести и религиозных объединениях», Закона РФ «Об образовании», Приказа Министерства образования Российской Федерации № 47 от 5.02.96 г. «О мерах по выполнению решений Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации», Письма Министерства образования Российской Федерации №47/20-11п от 19.03.93 г. «О светском характере образования в государствен ных образовательных учреждениях Российской Федерации», письма Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации №17-36-37/17-22 от 18.10.96 г. «О соблюдении законодательства Российской Федерации о свободе вероисповеданий в системе государственных и муниципальных учебных заведений».
Особая опасность сект заключается в попытках захвата политической власти и экономических рычагов управления в стране, в активном внедрении в начальные, средние и высшие учебные заведения, государственные органы.
В последние годы полки магазинов заполнили книги весьма своеобразного - не то философского, не то религиозного - содержания.
Книги, в которых повествуется о космическом разуме, измерениях, ранее неизвестных человечеству, о путешествиях разума людей в пространстве, о дематериализации и пр. Соединяются несоединимые, а порой и взаимоисключающие понятия.
У многих создается впечатление, что эти книги объединяют в себе всю мудрость мира, накопленную тысячелетиями и систематизированную в последнее время, готовы ответить на все насущные вопросы человечества и каждого человека в отдельности.
Именно поэтому у миллионов людей появляется уверенность, что эти работы являются панацеей для современного человека.
С одной стороны, надо развивать способность человека познать мир как целое. С другой, бороться с фанатизмом недоучек, усвоивших какую-нибудь одну идею, решивших, что они знают все, и заставляющих нас делать то же самое. Потому что фанатизм - самая разрушительная для общества сила.
Так как жертвами секстантов часто становятся студенты, я ре- шил провести небольшой опрос в среде учащихся в МГУКИ.
Как вы относитесь к религиозным сектам?
«Нас, молодежь, и так легко сбить с толку, мозги запудрить. .. Молодежь и так не задается вопросами религии, а тут еще и псевдорелигии, которые преследуют корыстные цели. Это не общение с Богом, а помыкание человеческим сознанием».
«Никак не отношусь. Руководители сект бывают двух типов: сумасшедшие и зашибатели бабла. Скажем, лично я никогда не попаду в секту, так как не хочу, чтобы мной руководили психи или «зарабатыватели».
«К рядовым сектантам отношусь плохо. Бедные люди. без мозгов. Ну, или люди, которые таким образом создают свой имидж (для России нехарактерно)».
«С сектантами не общаюсь, умными людьми их не считаю, но и не предлагаю расстреливать. Пусть сами свободно портят свою жизнь. Отрицательно, потому что я верю в Бога Иисуса Христа, и он для меня один».
Никита Васильев,
Московский государственный университет культуры и искусств.
Секты, как правило, ограниченные группы, жестко требующие признания правоты своего вероучения, связанных с ним морали и образа жизни. При этом отвергается как ложное все, что относится к вере и жизни за пределами секты.
В последние годы в России быстро растет число новых религиозных движений. Некоторые из них имеют местное российское происхождение (Богородичный центр, Белое братство и т.д.), но большинство попадает в страну из-за рубежа. Многие из них хорошо известны ученым-религиоведам, которые, естественно, не могут закрывать глаза па это сложное явление.
Практически каждый из нас в той или иной мере сталкивается с ними в своей повседневной жизни. Как нам относиться к ним? Это далеко не праздный вопрос не только для тех, кто ищет свой духовный путь.
Объективная и достоверная информация о новых религиозных движениях - это первый шаг в выработке нашего отношения к этому явлению.
Истоки происхождения современных новых религиозных движений крайне разнообразны. Прежде всего, это восточные религии (индуизм, буддизм и т.д.). Новизна движений этого типа заключается в том, что древние религии действуют в новых для них культурах и соответствующим образом приспосабливаются к ним. Другим источником возникновения новых религиозных движений является западная оккультная традиция, претендующая на глубокую древность, но организационно оформившаяся лишь в XVIII - XIX столетиях (масоны, розенкрейцеры, теософы). Третий источник - процесс дробления собственно христианской традиции, который достиг своего апогея в протестантизме. Мормоны, адвентисты, свидетели Иеговы и т.д. - плоды этого явления. Еще один немаловажный источник - язычество, культурная реабилитация которого, начатая романтиками в прошлом столетии, привела к созданию разнообразных неоязыческих групп в столетии нынешнем.
И, наконец, последний, но, вероятно, самый перспективный источник происхождения новых религиозных движений - синкретизм, т. е. смешение всех вышеперечисленных элементов в самых разнообразных пропорциях.
Синкретизм является неотъемлемой чертой практически всех новых религиозных движений, однако в последнее время он принимает в них доминирующий, «безбрежный» характер. Одним из ярких примеров синкретического образования является Церковь унификации, созданная корейским проповедником Муном.
С января 1993 года в некоторых российских школах и университетах ведется преподавание курса «Мой мир и я», пропагандирующего движение Муна. В этих учебных заведениях распространяются пособия, которые несут в себе идеологию мунизма. Подростки, так же как и их родители, даже и не подозревают, что им навязывают мировоззрение Муна и его последователей.
По данным экспертов-религиоведов, основные положения учения «Церкви унификации» заключаются в проповедовании божественного принципа искупления, беспрекословного поклонения и служения (в том числе путем сбора средств на нужды организации) основателю церкви Сан Мен Муну, который является для адептов «воплощением бога на земле и единственным спасителем человечества от сатаны».
В целях реализации своих установок муниты предпринимают активные и наступательные действия по проникновению в систему российского образования, внедрению «нетрадиционных» методов обучения. Они пользуются элементарной религиоведческой некомпетентностью преподавательского и административного аппарата образовательных учреждений, руководителей органов местного самоуправления. Им на руку корыстные интересы отдельных руководителей и преподавателей.
Ещё в 1984 году Европарламент открыто заявил, что приветствует непрерывное разоблачение мунистской деятельности через средства массовой информации. Чем же вызвана такая реакция?
Закрытые доктрины таких структур признают возможность использования насилия, угроз, шантажа во благо организации. Адептов побуждают к отказу от исполнения гражданских обязанностей, причинению вреда их здоровью, вовлекают в культовую деятельность несовершеннолетних, совершают иные противоправные деяния. При этом, подобные структуры чаще всего открыто демонстрируют лояльность но отношению к государству, создают себе имидж законопослушной организации, стараются заручиться поддержкой государственных органов и предпринимают активные попытки делегирования своих агентов в органы власти и управления.
Преступный характер деструктивных культов в своей основной, подводной части хорошо замаскирован и лишь иногда проявляется в виде таких инцидентов, как целый ряд самоубийств адептов Церкви унификации Муна в середине 1970-х годов прошлого века, в том числе, самосожжение на пустынном морском берегу во Франции последователя Муна - Патрика Эсно.
Кстати, наряду с успешной миссионерской деятельностью, Мун сколотил немалое состояние на торговле лекарствами и сырьевыми ресурсами. Кроме того, он стал известен как непримиримый борец против мирового коммунизма и особенно против северокорейского режима. В США Мун развернул активную общественную и коммерческую деятельность, проявляя особый интерес к академической сфере и средствам массовой информации (Мун является владельцем крупной газеты «Вашингтон Тайме» и создателем «Академии мира»). Однако деятельность его в этой стране столкнулась с серьезной критикой, и в 1982 г. он был посажен в тюрьму за неуплату налогов. В последние годы Церковь унификации активно занимается организацией религиозных и общественных форумов, призванных способствовать сближению различных политических и религиозных сил. В основе этой деятельности лежит убеждение Муна в том, что мир находится накануне второго пришествия Христа и задача его церкви - подготовить человечество к этому событию. Основная база церкви находится в Корее и Японии, однако она имеет своих миссионеров в 120 странах (в том числе и в России).
В России в отношении организации Муна было возбуждено уголовное дело по статье 143-1 УК в 1996 г. прокуратурой г.Санкт-Петербурга. Суть дела: руководители организации вовлекают молодежь и секту, подвергают психической обработке, подавляют волю личности, подчиняя ее себе.
Кроме того, деятельность последователей псевдохристианской оккультно-мистической секты Муна в учебных заведениях является грубым нарушением российского законодательства о светском характере образования.
Нарушаются положения Конституции РФ, Закона РФ «О свободе совести и религиозных объединениях», Закона РФ «Об образовании», Приказа Министерства образования Российской Федерации № 47 от 5.02.96 г. «О мерах по выполнению решений Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации», Письма Министерства образования Российской Федерации №47/20-11п от 19.03.93 г. «О светском характере образования в государствен ных образовательных учреждениях Российской Федерации», письма Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации №17-36-37/17-22 от 18.10.96 г. «О соблюдении законодательства Российской Федерации о свободе вероисповеданий в системе государственных и муниципальных учебных заведений».
Особая опасность сект заключается в попытках захвата политической власти и экономических рычагов управления в стране, в активном внедрении в начальные, средние и высшие учебные заведения, государственные органы.
В последние годы полки магазинов заполнили книги весьма своеобразного - не то философского, не то религиозного - содержания.
Книги, в которых повествуется о космическом разуме, измерениях, ранее неизвестных человечеству, о путешествиях разума людей в пространстве, о дематериализации и пр. Соединяются несоединимые, а порой и взаимоисключающие понятия.
У многих создается впечатление, что эти книги объединяют в себе всю мудрость мира, накопленную тысячелетиями и систематизированную в последнее время, готовы ответить на все насущные вопросы человечества и каждого человека в отдельности.
Именно поэтому у миллионов людей появляется уверенность, что эти работы являются панацеей для современного человека.
С одной стороны, надо развивать способность человека познать мир как целое. С другой, бороться с фанатизмом недоучек, усвоивших какую-нибудь одну идею, решивших, что они знают все, и заставляющих нас делать то же самое. Потому что фанатизм - самая разрушительная для общества сила.
Так как жертвами секстантов часто становятся студенты, я ре- шил провести небольшой опрос в среде учащихся в МГУКИ.
Как вы относитесь к религиозным сектам?
«Нас, молодежь, и так легко сбить с толку, мозги запудрить. .. Молодежь и так не задается вопросами религии, а тут еще и псевдорелигии, которые преследуют корыстные цели. Это не общение с Богом, а помыкание человеческим сознанием».
«Никак не отношусь. Руководители сект бывают двух типов: сумасшедшие и зашибатели бабла. Скажем, лично я никогда не попаду в секту, так как не хочу, чтобы мной руководили психи или «зарабатыватели».
«К рядовым сектантам отношусь плохо. Бедные люди. без мозгов. Ну, или люди, которые таким образом создают свой имидж (для России нехарактерно)».
«С сектантами не общаюсь, умными людьми их не считаю, но и не предлагаю расстреливать. Пусть сами свободно портят свою жизнь. Отрицательно, потому что я верю в Бога Иисуса Христа, и он для меня один».
Никита Васильев,
Московский государственный университет культуры и искусств.
Отзывы и комментарии