Сказка «Петух и жерновки»
Одним из аспектов социальной сатиры можно рассматривать и тему приглашения в гости представителей якобы более высоких по рангу. Желание поднять социальный статус без достаточных на то оснований как в собственных глазах, так и в глазах окружающих, саркастически высмеивалось. Люди, имеющие желание казаться более значимыми, чем они есть на самом деле, видимо, были не редкостью во все времена и у
всех народов. Тема «свадебных генералов» была характерной чертой и в глубокой древности. И подвергалась ироничному осуждению. Данный сюжет представлен в сказке о животных, которые прослышали, что «в некотором государстве в дремучих лесах жил могучий кот».
И представители местного социума (медведь, волк, заяц, лиса и олень) совещаются как бы им этого «могучего и сильного» зверя залучить к себе в гости на устроенный по этому случаю пир. Они долго и тщательно обсуждают все кандидатуры по
очереди, выбирая того, кто пойдет делать приглашение коту. Психологически подмечено очень верно в этом произведении: все хотят, чтобы высокий гость пришел, но все боятся выступить в качестве посыльного, потому что фигура гостя кажется им слишком значительной. Они под разными предлогами выступают с «самоотводами». Наконец, очередь доходит до самого социально незначимого члена коллектива – зайца. Он отказаться не смеет и идет с приглашением к коту.
Прибыв к нему, «поклонился пониже ног котóвых и стал звать его на пир, на беседу.
Исправил все по наказу и пустился назад бежать, сколько сил хватает». Явившись назад, стал описывать величие и значимость приглашенного, которых и очевидно не было у будущего гостя. Своим рассказом он настолько перепугал всех, что они от ужаса разбежались.
Мораль, вытекающую из данной сказки, можно свести к следующему: выбирай гостя, равного по статусу; если хочешь потешить свое тщеславие, то будь хотя бы мужественным, чтобы встретить и приветить того, кого осмелился пригласить; чтобы не поставить себя в глупое положение, имей правдивую информацию о статусе гостя.
всех народов. Тема «свадебных генералов» была характерной чертой и в глубокой древности. И подвергалась ироничному осуждению. Данный сюжет представлен в сказке о животных, которые прослышали, что «в некотором государстве в дремучих лесах жил могучий кот».
И представители местного социума (медведь, волк, заяц, лиса и олень) совещаются как бы им этого «могучего и сильного» зверя залучить к себе в гости на устроенный по этому случаю пир. Они долго и тщательно обсуждают все кандидатуры по
очереди, выбирая того, кто пойдет делать приглашение коту. Психологически подмечено очень верно в этом произведении: все хотят, чтобы высокий гость пришел, но все боятся выступить в качестве посыльного, потому что фигура гостя кажется им слишком значительной. Они под разными предлогами выступают с «самоотводами». Наконец, очередь доходит до самого социально незначимого члена коллектива – зайца. Он отказаться не смеет и идет с приглашением к коту.
Прибыв к нему, «поклонился пониже ног котóвых и стал звать его на пир, на беседу.
Исправил все по наказу и пустился назад бежать, сколько сил хватает». Явившись назад, стал описывать величие и значимость приглашенного, которых и очевидно не было у будущего гостя. Своим рассказом он настолько перепугал всех, что они от ужаса разбежались.
Мораль, вытекающую из данной сказки, можно свести к следующему: выбирай гостя, равного по статусу; если хочешь потешить свое тщеславие, то будь хотя бы мужественным, чтобы встретить и приветить того, кого осмелился пригласить; чтобы не поставить себя в глупое положение, имей правдивую информацию о статусе гостя.
Отзывы и комментарии