Яванцы
Численность и ареал | |
Всего: 100-125 млн человек | |
Язык | яванский, индонезийский |
Религия | ислам, индуизм, кебатинан |
Родственные народы | сунды, мадурцы |
Ява?нцы
— коренное население острова Ява. Язык — яванский, относится к индонезийской группе австронезийской языковой семьи. Широко распространён также индонезийский. Религия — ислам (мусульмане-сунниты), малая часть исповедует индуизм. Индуизм был распространён раньше ислама. Вместе с родственными им сундами и мадурцами яванцы насчитывают 140 млн.чел. Расовый тип — южномонголоидный. Ареал расселения яванцев — центральная и западная оконечность острова Ява, южная оконечность Суматры. Сунды занимают запад острова, а мадурцы — восточную окраину. Местами народы живут смешанно.
История
Индонезия в целом заселена с древнейших времен. Ява среди других островов ранее других отличалась более высоким уровнем развития. Раннее проникновение индуизма и буддизма, связи с Индией, оказали на культуру Явы большое влияние. На Центральной Яве до сих пор сохраняется много индуистских и буддийских храмов типа чанди, включая знаменитый Боробудур. Среди археологических находок самыми древними являются мегалиты, много бронзовых изделий, орудий и украшений. В VIII— вв. здесь господствовала династия Шайлендра. Чуть позже возникает государство-империя Маджапахит с центром в районе современной деревни Травулан недалеко от Моджокерто, которое просуществовало до 16 в. Распад Маджапахита совпал с приходом новой религии ислама, которую брали на вооружение в борьбе с центром бывшие вассалы Маджапахита. Дальнейшая история Явы тесно связана с общеиндонезийской, с появлением здесь Магеллана, затем испанских и голландских колонизаторов.
Государства яванцев и смена религии
В период усиления индийского влияния (а это приблизительно I тысячелетие нашей эры) яванцы начинают активно развивать свои поселения, многие из которых превращаются в крупные города. Повышение уровня жизни способствует расцвету торговли и культурному подъёму.
Во II-III веках появляются первые государства. Наивысшим расцветом государственности на Яве считается период Маджапахита, одного из самых могущественных царств Индонезии. Маджапахит сумел удерживать своё влияние на протяжении более двух веков, что для островной местности было немыслимым на те времена.
Фестиваль культуры маджапахит
Но, если вы обратите внимание на сегодняшнюю культуру яванского народа, то, несомненно, сразу же отметите мусульманское влияние. Как же такое может быть? Ответ на этот вопрос нам даёт история Явы.
После распада Маджапахита ислам становится основной религией местного населения. Мне кажется, это было связано не только с деятельностью арабских завоевателей, что распространяли свою культуру.
Падение великого государства стало первым шагом к решительным переменам, в которых значительную роль сыграла знать Маджапахита. Именно благородные семьи первыми приняли исламскую веру, а в дальнейшем к ним примкнули и простые островитяне.
В начале XVII века на Яву прибывают голландские колонизаторы, что начинают покорять завоёванные земли. Несмотря на то, что официально остров находился под властью Нидерландов, яванцы прославились как самые непримиримые и стойкие борцы за свободу своего народа. На мой взгляд, и сегодня яванцы стремятся к единству всех индонезийских народов. Не секрет, что подобные идеи популярны на Яве уже несколько столетий.
«Пленение принца Дипонегоро» лидера яванского восстания, картина Николаса Пинемана, 1830—1835 гг.
Занятия
- Основное занятие — земледелие. Основная культура — рис. Половиджо — общее название второстепенных культур (кукуруза, фасоль, соя, горох). Рис высеивают на полях двух типов. Савах — орошаемое поле, тегал — суходольное.
- Орудия труда просты — деревянный плуг, топорик, жатвенный нож ани-ани, нож-резак, серповидные ножи, мотыга (пачал).
- Рыболовством занимаются артельно, ловят рыбу неводами. В рыболовстве используют лодки прау-майянг (большая, берёт до 20 человек), и прау (маленькая).
- Ремесла: изготовление батика, оружия, лодок, ювелирное, гончарство, резьба. Батик — особо окрашенная ткань, основные тона — коричневый, фиолетовый, синий, красный, реже — белый, зелёный. Особо ценятся мастера, изготовляющие крисы (панде), это волнообразный традиционный меч. В ювелирном деле преобладает не гравировка, а чеканка.
- Резьба на Яве — скорее искусство, чем ремесло. Для резьбы идёт дерево, камень, кость, рог, скорлупа ореха, резьбой украшают мебель, шкатулки.
Распространено плетение из расщеплённого бамбука, листьев, трав.
Яванцы (НиРМ, 2000).
Яванка.
Яванцы, народ в Индонезии (на острове Ява, кроме его западной части, и в близлежащих районах Калимантана). Живут также в Малайзии, Сингапуре, Австралии, Новой Каледонии и Нидерландах. Общая численность 89,6 млн. человек, в том числе в Индонезии 89 млн. человек. Говорят на яванском языке. Распространён также индонезийский язык. Письменность на основе латинской и арабской графики, вытеснившая древнее яванское письмо (возникло в VIII веке). Верующие — мусульмане-сунниты, есть христиане.
Предки яванцев появились на острове Ява не позднее середины 1-го тысячелетия до нашей эры; в 1-м тысячелетии нашей эры испытали сильное культурное влияние Индии. Первые раннегосударственные образования возникли на рубеже II—III веков нашей эры; наивысший расцвет средневековой государственности — империя Маджапахит (1293 — около 1520). С начала XVII века яванцы находились под колониальным господством Нидерландов. Яванцы были наиболее активными участниками освободительной борьбы народов Индонезии (с 1949 независимое государство); среди яванцев особенно популярна идея единой индонезийской нации.
Основное традиционное занятие — пашенное земледелие, преимущественно заливное рисосеяние в долинах и на террасах на склонах гор; суходольные поля (тегал) редки. Традиционные орудия — плуг в упряжке буйволов или быков, мотыга (нагол), жатвенный нож с лезвием, вставленным в деревянную пластинку (ани-ани). Выращивают также кукурузу, кассаву, батат и другие тропические клубнеплоды, из стручковых — земляной орех, фасоль; сою высаживают на поля (савахи) после сбора урожая риса. На приусадебных участках, кроме клубнеплодов, сажают бананы, кокосовые пальмы, пряности. Разводят скот, преимущественно тягловый, птицу, рыбу в искусственных водоёмах. Рыболовство — основное занятие многих жителей морского побережья. Развиты прядение и ткачество, кузнечное ремесло (в частности, производство кинжалов-крисов), чеканка (металлич. посуда и др.), резьба по дереву, производство батика. Ява — наиболее развитый промышленный район Индонезии.
При большой плотности населения яванские деревни (десы) расположены близко одна от другой. Планировка линейная, дома стоят вдоль дорог, дамб, ограждающих оросительные каналы. Деревня состоит из усадеб, окружённых бамбуковой изгородью, в центре — площадь с общинным домом (ланггар), домом старосты (лураха), часто — с мечетью. Жилище каркасно-столбовое, иногда на небольших сваях, стены из плетёного бамбука, крыша двух- или четырёхскатная, крытая пальмовыми листьями, богатые дома — с тесовыми стенами и черепичной крышей. Перед домом иногда — открытая веранда; передняя служит гостиной и столовой, спальней для детей; кухня — в пристройке или в отдельном помещении. Хозяйственные постройки — амбар, хлев.
Традиционная одежда — каин, саронг. Мужчины носят куртку, женщины — батиковое полотнище (кембен), обёрнутое вокруг груди, кофту, обычно распашную, без ворота (кабаяк), платок, перекинутый через плечо (сленданг), различные украшения. Головные уборы — шапочка из чёрного бархата (пичи), батиковый платок (икет).
Основная пища — рис (варёный и затем прожаренный в масле, варёный с ломтиками овощей и приправой); распространены рыбные блюда и соусы, острые приправы, фрукты; мясо — пища зажиточных яванцев.
У яванцев долго сохранялась сословная иерархия: рабочие и крестьяне относились к низшему сословию (вонг чилик); в сословие сантри входили торгово-ремесленные слои и мусульманское духовенство, прийяи — чиновники, интеллигенция, ндара — аристократия. Сельскую общину — десу — возглавлял выборный староста. Среди крестьян значительного уровня достигла имущественная дифференциация. Сохранилась общинная взаимопомощь, распространяется кооперация. Брак моногамный. Для свадьбы характерны церемониальная трапеза, исполнение национальных танцев. В наследовании сохранились пережитки матрилинейности: дочь получает лучшие участки.
Яванцы создали богатую национальную литературу, архитектуру, музыку, театр, в том числе теневой. Сохранились значительные пережитки индуистских, буддистских и анимистических верований.
Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 663-664.
Селения и жилища
Селение называют кампунг
или
деса
. Оно делится на
дукухи
(кварталы до 100 домов). Выделяется дом старосты
десы (лураха)
. В
десах
есть
ланггары
, то есть общинные дома, иногда мечети.
Традиционный яванский дом — прямоугольный или квадратный. Стоит на кирпичном или глинобитном цоколе, имеет каркасно-столбовую конструкцию. Каркас и крыша — из бамбука, стены, потолок, пол — из плетёного бамбука. У более богатых используются дерево, доски, черепица. Пирамидальное завершение четырехскатной кровли — напоминание о древних башнеобразных храмах (чанди
) и мифической горе
Меру
. С веранды (
пендопо
), где принимают гостей, а раньше селили женатых сыновей и приезжающих родственников, узкий проход ведет во внутренние покои, собственно жилую часть —
далем
, где находится место для ритуалов и медитаций —
кробоган
, куда имели доступ только члены семьи. Здесь же расположены и собственно спальни, которые называются
сентонг
. В традиционном интерьере жителей Явы мебель практически отсутствовала. Вдоль стен стояли разной ширины лавки, на которых днем помещалась утварь, а ночью раскладывалась постель.[1]
Транспорт преобладает гужевой. Повозки разных типов:
- геробак
— крытая, с плетёными стенами, 2-колёсная, с 2 быками; - андонг
— пассажирская, 4-колёсная, лёгкая; - докар
— 2-колёсная, с маленькими японскими лошадьми; - бечак
— 3-колёсная коляска.
Пища и одежда
Пища не отличается от общеиндонезийской. Основной продукт — рис, который жарят по-явански, рассыпчатым и употребляют с овощами и приправами. Главные национальные блюда — наси горенг и наси улам
(рис с зеленью)). Употребляется рыба, мясо.
Традиционная одежда — головной убор блангкон
, прямо или косо застёгнутая куртка с рукавами, широкий пояс
стаген
,
каин сампинг
(вид саронга) — у мужчин;
кембен
(род топа) или
баджу кебая
(приталенная кофта), широкий пояс
стаген
,
каин
— у женщин.
ЯВАНЦЫ, народ в Индонезии (на острове Ява, кроме его западной части, и в близлежащих районах Калимантана). Живут также в Малайзии, Сингапуре, Австралии, Новой Каледонии и Нидерландах. Общая численность 89,6 млн. человек, в том числе в Индонезии 89 млн. человек. Говорят на яванском языке. Распространён также индонезийский язык. Письменность на основе латинской и арабской графики, вытеснившая древнее яванское письмо (возникло в 8 веке). Верующие — мусульмане-сунниты, есть христиане. Предки Яванцев появились на острове Ява не позднее середины 1-го тысячелетия до нашей эры; в 1-м тысячелетии нашей эры испытали сильное культурное влияние Индии. Первые раннегосударственные образования возникли на рубеже 2-3 веков нашей эры; наивысший расцвет средневековой государственности — империя Маджапахит (1293 — около 1520). С начала 17 века Яванцы находились под колониальным господством Нидерландов. Яванцы были наиболее активными участниками освободительной борьбы народов Индонезии (с 1949 независимое государство); среди Яванцев особенно популярна идея единой индонезийской нации. Основное традиционное занятие — пашенное земледелие, преимущественно заливное рисосеяние в долинах и на террасах на склонах гор; суходольные поля (тегал) редки. Традиционные орудия — плуг в упряжке буйволов или быков, мотыга (нагол), жатвенный нож с лезвием, вставленным в деревянную пластинку (ани-ани). Выращивают также кукурузу, кассаву, батат и другие тропические клубнеплоды, из стручковых — земляной орех, фасоль; сою высаживают на поля (савахи) после сбора урожая риса. На приусадебных участках, кроме клубнеплодов, сажают бананы, кокосовые пальмы, пряности. Разводят скот, преимущественно тягловый, птицу, рыбу в искусственных водоёмах. Рыболовство — основное занятие многих жителей морского побережья. Развиты прядение и ткачество, кузнечное ремесло (в частности, производство кинжалов-крисов), чеканка (металлич. посуда и др.), резьба по дереву, производство батика. Ява — наиболее развитый промышленный район Индонезии. При большой плотности населения яванские деревни (десы) расположены близко одна от другой. Планировка линейная, дома стоят вдоль дорог, дамб, ограждающих оросительные каналы. Деревня состоит из усадеб, окружённых бамбуковой изгородью, в центре — площадь с общинным домом (ланггар), домом старосты (лураха), часто — с мечетью. Жилище каркасно-столбовое, иногда на небольших сваях, стены из плетёного бамбука, крыша двух- или четырёхскатная, крытая пальмовыми листьями, богатые дома — с тесовыми стенами и черепичной крышей. Перед домом иногда — открытая веранда; передняя служит гостиной и столовой, спальней для детей; кухня — в пристройке или в отдельном помещении. Хозяйственные постройки — амбар, хлев. Традиционная одежда — каин, саронг. Мужчины носят куртку, женщины — батиковое полотнище (кембен), обёрнутое вокруг груди, кофту, обычно распашную, без ворота (кабаяк), платок, перекинутый через плечо (сленданг), различные украшения. Головные уборы — шапочка из чёрного бархата (пичи), батиковый платок (икет). Основная пища — рис (варёный и затем прожаренный в масле, варёный с ломтиками овощей и приправой); распространены рыбные блюда и соусы, острые приправы, фрукты; мясо — пища зажиточных Яванцев. У Яванцев долго сохранялась сословная иерархия: рабочие и крестьяне относились к низшему сословию (вонг чилик); в сословие сантри входили торгово-ремесл. слои и мусульманское духовенство, прийяи — чиновники, интеллигенция, ндара — аристократия. Сельскую общину — десу — возглавлял выборный староста. Среди крестьян значительного уровня достигла имущественная дифференциация. Сохранилась общинная взаимопомощь, распространяется кооперация. Брак моногамный. Для свадьбы характерны церемониальная трапеза, исполнение национальных танцев. В наследовании сохранились пережитки матрилинейности: дочь получает лучшие участки. Яванцы создали богатую национальную литературу, архитектуру, музыку, театр, в том числе теневой. Сохранились значительные пережитки индуистских, буддистских и анимистических верований. НиРМ
Социальные отношения
В деревне глава — лурах (староста), затем — кебаян (староста дукухи). Каум выполняет религиозные службы. Крестьяне делятся на несколько степеней. Гогол, или кули кенченг — владеет савахом, кули гундул — владеет савахом, но не имеет участка в деревне, и дом строит на арендованном участке, кули карангкопек — имеет участок в деревне и дом, но не имеет поля, маргесари — не имеет ни участка, ни поля, но имеет дом на арендованном участке, индунг теолор — не имеет ничего. Первые составляют самю богатую прослойку. В браке и семье — нормы мусульманского права, Семьи — моногамные, у богатых возможна полигиния. Отец жениха держит инициативу. Платится петукан (выкуп). Брак оформляется в мечети. Предпочтительны браки с дочерью брата матери, между троюродными кузенами. Не одобряется сорорат и левират. Семьи многодетны. Счёт родства — билатеральный. Дети обозначаются не по полу, а по поколению, каканг — старшие брат и сестра, ади — младшие брат и сестра. Чтобы уточнить пол, добавляется слово лананг (мужчина) или ведок (женщина).
Культура
Литература на яванском языке — одна из самых древних в Индонезии. Своеобразны музыка, танцы, театр[2]. Среди памятников архитектуры самые крупные храмы (чанди) — Боробудур, Лара Джонгранг, Павон, Мендут, Каласанг.
У яванцев сохраняется анимизм, с элементами индуизма. Местные духи (янг, хьянг) приравнены к богам, носят титул Санг (Сангьянг), тот же, что Шива и Аллах. Духи добрые — демиты, злые — лелембуты, местные, а джины и раксасы — заимствованные. Почитаются Даньянг-деса — покровитель деревни, и деви-Сри — богиня риса. Культ отправляет дукун (шаман), умиротворяя духов. Атрибут дукуна (шамана) — дукунский жезл, это — деревянный брусок с вырезанными на нём изображениями духов.
Занятия яванцев
За свою долгую и непростую историю яванцам пришлось принять многие перемены, что коснулись всех аспектов их жизни, но многое осталось неизменным. Например, и сегодня этот остров напоминает огромное рисовое поле. Рис – особая культура для каждого яванца и, несмотря на смену религий, многие жители Явы по-прежнему поклоняются богине Деви Шри, что является покровительницей риса.
В наше время немалая часть яванцев посвящает жизнь традиционным занятиям, которые зародились во времена их далёких предков. Это пашенное земледелие (землю вспахивают с помощью плуга, который тянут буйволы) и рыбоводством.
Я думаю, последнее указывает на практичность этого народа: на рисовых полях, залитых водой, очень удобно разводить рыбу. Особой гордостью яванцев является “золотая рыбка”, одна из разновидностей карпа, что часто встречается на праздничных столах даже в самых небогатых семьях.
Рисовые поле / © Sasin Tipchai / Pixabay
Отрывок, характеризующий Яванцы
– Ваше благородие, к генералу. Здесь в избе стоят, – сказал фейерверкер, подходя к Тушину. – Сейчас, голубчик. Тушин встал и, застегивая шинель и оправляясь, отошел от костра… Недалеко от костра артиллеристов, в приготовленной для него избе, сидел князь Багратион за обедом, разговаривая с некоторыми начальниками частей, собравшимися у него. Тут был старичок с полузакрытыми глазами, жадно обгладывавший баранью кость, и двадцатидвухлетний безупречный генерал, раскрасневшийся от рюмки водки и обеда, и штаб офицер с именным перстнем, и Жерков, беспокойно оглядывавший всех, и князь Андрей, бледный, с поджатыми губами и лихорадочно блестящими глазами. В избе стояло прислоненное в углу взятое французское знамя, и аудитор с наивным лицом щупал ткань знамени и, недоумевая, покачивал головой, может быть оттого, что его и в самом деле интересовал вид знамени, а может быть, и оттого, что ему тяжело было голодному смотреть на обед, за которым ему не достало прибора. В соседней избе находился взятый в плен драгунами французский полковник. Около него толпились, рассматривая его, наши офицеры. Князь Багратион благодарил отдельных начальников и расспрашивал о подробностях дела и о потерях. Полковой командир, представлявшийся под Браунау, докладывал князю, что, как только началось дело, он отступил из леса, собрал дроворубов и, пропустив их мимо себя, с двумя баталионами ударил в штыки и опрокинул французов. – Как я увидал, ваше сиятельство, что первый батальон расстроен, я стал на дороге и думаю: «пропущу этих и встречу батальным огнем»; так и сделал. Полковому командиру так хотелось сделать это, так он жалел, что не успел этого сделать, что ему казалось, что всё это точно было. Даже, может быть, и в самом деле было? Разве можно было разобрать в этой путанице, что было и чего не было? – Причем должен заметить, ваше сиятельство, – продолжал он, вспоминая о разговоре Долохова с Кутузовым и о последнем свидании своем с разжалованным, – что рядовой, разжалованный Долохов, на моих глазах взял в плен французского офицера и особенно отличился. – Здесь то я видел, ваше сиятельство, атаку павлоградцев, – беспокойно оглядываясь, вмешался Жерков, который вовсе не видал в этот день гусар, а только слышал о них от пехотного офицера. – Смяли два каре, ваше сиятельство. На слова Жеркова некоторые улыбнулись, как и всегда ожидая от него шутки; но, заметив, что то, что он говорил, клонилось тоже к славе нашего оружия и нынешнего дня, приняли серьезное выражение, хотя многие очень хорошо знали, что то, что говорил Жерков, была ложь, ни на чем не основанная. Князь Багратион обратился к старичку полковнику. – Благодарю всех, господа, все части действовали геройски: пехота, кавалерия и артиллерия. Каким образом в центре оставлены два орудия? – спросил он, ища кого то глазами. (Князь Багратион не спрашивал про орудия левого фланга; он знал уже, что там в самом начале дела были брошены все пушки.) – Я вас, кажется, просил, – обратился он к дежурному штаб офицеру. – Одно было подбито, – отвечал дежурный штаб офицер, – а другое, я не могу понять; я сам там всё время был и распоряжался и только что отъехал… Жарко было, правда, – прибавил он скромно. Кто то сказал, что капитан Тушин стоит здесь у самой деревни, и что за ним уже послано. – Да вот вы были, – сказал князь Багратион, обращаясь к князю Андрею. – Как же, мы вместе немного не съехались, – сказал дежурный штаб офицер, приятно улыбаясь Болконскому. – Я не имел удовольствия вас видеть, – холодно и отрывисто сказал князь Андрей. Все молчали. На пороге показался Тушин, робко пробиравшийся из за спин генералов. Обходя генералов в тесной избе, сконфуженный, как и всегда, при виде начальства, Тушин не рассмотрел древка знамени и спотыкнулся на него. Несколько голосов засмеялось. – Каким образом орудие оставлено? – спросил Багратион, нахмурившись не столько на капитана, сколько на смеявшихся, в числе которых громче всех слышался голос Жеркова. Тушину теперь только, при виде грозного начальства, во всем ужасе представилась его вина и позор в том, что он, оставшись жив, потерял два орудия. Он так был взволнован, что до сей минуты не успел подумать об этом. Смех офицеров еще больше сбил его с толку. Он стоял перед Багратионом с дрожащею нижнею челюстью и едва проговорил: – Не знаю… ваше сиятельство… людей не было, ваше сиятельство. – Вы бы могли из прикрытия взять! Что прикрытия не было, этого не сказал Тушин, хотя это была сущая правда. Он боялся подвести этим другого начальника и молча, остановившимися глазами, смотрел прямо в лицо Багратиону, как смотрит сбившийся ученик в глаза экзаменатору. Молчание было довольно продолжительно. Князь Багратион, видимо, не желая быть строгим, не находился, что сказать; остальные не смели вмешаться в разговор. Князь Андрей исподлобья смотрел на Тушина, и пальцы его рук нервически двигались. – Ваше сиятельство, – прервал князь Андрей молчание своим резким голосом, – вы меня изволили послать к батарее капитана Тушина. Я был там и нашел две трети людей и лошадей перебитыми, два орудия исковерканными, и прикрытия никакого. Князь Багратион и Тушин одинаково упорно смотрели теперь на сдержанно и взволнованно говорившего Болконского. – И ежели, ваше сиятельство, позволите мне высказать свое мнение, – продолжал он, – то успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой, – сказал князь Андрей и, не ожидая ответа, тотчас же встал и отошел от стола. Князь Багратион посмотрел на Тушина и, видимо не желая выказать недоверия к резкому суждению Болконского и, вместе с тем, чувствуя себя не в состоянии вполне верить ему, наклонил голову и сказал Тушину, что он может итти. Князь Андрей вышел за ним. – Вот спасибо: выручил, голубчик, – сказал ему Тушин. Князь Андрей оглянул Тушина и, ничего не сказав, отошел от него. Князю Андрею было грустно и тяжело. Всё это было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся. «Кто они? Зачем они? Что им нужно? И когда всё это кончится?» думал Ростов, глядя на переменявшиеся перед ним тени. Боль в руке становилась всё мучительнее. Сон клонил непреодолимо, в глазах прыгали красные круги, и впечатление этих голосов и этих лиц и чувство одиночества сливались с чувством боли. Это они, эти солдаты, раненые и нераненые, – это они то и давили, и тяготили, и выворачивали жилы, и жгли мясо в его разломанной руке и плече. Чтобы избавиться от них, он закрыл глаза. Он забылся на одну минуту, но в этот короткий промежуток забвения он видел во сне бесчисленное количество предметов: он видел свою мать и ее большую белую руку, видел худенькие плечи Сони, глаза и смех Наташи, и Денисова с его голосом и усами, и Телянина, и всю свою историю с Теляниным и Богданычем. Вся эта история была одно и то же, что этот солдат с резким голосом, и эта то вся история и этот то солдат так мучительно, неотступно держали, давили и все в одну сторону тянули его руку. Он пытался устраняться от них, но они не отпускали ни на волос, ни на секунду его плечо. Оно бы не болело, оно было бы здорово, ежели б они не тянули его; но нельзя было избавиться от них. Он открыл глаза и поглядел вверх. Черный полог ночи на аршин висел над светом углей. В этом свете летали порошинки падавшего снега. Тушин не возвращался, лекарь не приходил. Он был один, только какой то солдатик сидел теперь голый по другую сторону огня и грел свое худое желтое тело.
Источник — «»
Категории:
- Народы и национальности по алфавиту
- Народы Явы
- Австронезийские народы
Скрытые категории:
- Статьи со ссылками на отсутствующие файлы
- Википедия:Статьи к викификации
- Википедия:Статьи с переопределением значения из Викиданных
Путеводитель по острову Бавеан
Остров Бавеан ворвался в мою жизнь внезапно и спонтанно. Не всё же по горам-вулканам на Яве лазить, подумалось мне — может, съездить на море посмотреть? Где тут море поинтересней? На Каримунджаве уже был, на Пангандаран тоже, пляжи Гунунг Кидул и Пачитана все облазил. В Маланг ехать далеко (я тогда в Соло был), а вот на остров Бавеан — подходящий вариант. Но одному было как-то неохота, поэтому озадачился я поиском попутчика. И он, точнее она, нашлась достаточно быстро в Бандунге.
Полазали вокруг Соло для разминки, сходили на вулкан Лаву, да и махнули в направлении Paciran, откуда отправляются паромы на остров Бавеан. По пути попали в аккурат на красочный карнавал. Паром ночной, идёт часов 8-9. В ту ночь пошатывало и байк весь забрызгало солёной водой — видимо брызги долетали от разбивающихся о борта волн сурового иногда Яванского моря.
Остров ассоциируется прежде всего с прекрасными пляжами, ведь так? Вот и мы, пленённые устоявшимся стереотипами, искали оные до последнего дня. Как так, тропический остров да без пляжей? Оказалось, пляжи есть, но совсем не парадайз. Вот, например, Mayangkara, где мы ночевали в заброшенном домике.
Это отличный пляж по бавеанским меркам: нет мангров (уже огромный плюс), нет кораллов сразу от берега, вода относительно чистая. Но многочисленные камни делают заход в воду неудобным.
Сверху бухты Бавеана выглядят очень заманчиво.
Но стоит спуститься поближе и картинка, как правило, меняется на такую.
Вообще, Бавеан раскрывался не сразу. А по нарастающей, от меньшего к большему. Поэтому нам было интересно: каждый день приносил новые сюрпризы, всё более вкусные и необычные. Да, всегда вспоминаю Бавеан с теплотой — это было приключение, а приключения запоминаются, а не сливаются как пляжи в одну мутную картинку.
Не стоит думать, что Бавеан — какой-то медвежий угол с дремучими бавеанцами. Это вполне современный остров, с тесными связями с развитой Явой. Тут есть супермаркеты с полным набором продуктов и предметов быта, мини-заправки, кафешки, банкоматы, стабильный 3G, неплохие дороги. Дома местных совершенно не халупы, а конкретные каменные постройки, лишь в горах встречаются избушки попроще. На бавеанском шельфе уже с 60-х годов ведётся добыча нефти и газа, а в центре острова крупнейшее месторождение оникса в Индонезии. Местные выращивают рис, бананы, арахис, тиковое дерево, торгуют мелочёвкой с Явы.
Подтверждений легенде о Pulau Putri, дескать более 70% населения Бавеана составляют женщины, а их мужья постоянно работают за границей в Сингапуре и Малайзии мы не нашли. Женщины на улицах встречаются так же часто, как и мужики. Может, так было раньше, несколько десятилетий назад, пока не окрепли связи с Явой.
Что посмотреть
За пять дней на острове мы объездили большую часть местных Tempat Wisata.
Penangkaran Rusa Bawean
Или, по-русски говоря, — загончик с оленями. Да не простыми, а эндемичными. Зоологи спорят, отдельный это вид, или просто подвид свиного оленя. Большинство всё же склоняется к первому варианту — олень Куля (Axis kuhilii). Животное вымирающее, в природе их осталось менее 250 особей. В загончике у подножия горы Gadung находится десятка три оленей.
Очень чутких и пугливых. За время нашего пребывания на острове диких оленей мы не встречали, хотя их ареал лежал несколько в стороне от наших маршрутов.
Air Terjun Kuduk-Kuduk
Маленький, но симпатичный водопадик, достижимый на байке по узким горным дорожкам из Sangkapura.
Увы, не сфоткал окрестности — они гораздо красивее самого водопада. Это широкое каменистое ущелье, залитое солнцем, увитое зеленью и где нет ни души!
Air Terjun Laccar
Самый высокий водопад острова Бавеан, высотой более 25 метров. Во влажный сезон тут должно быть круто! Местные всё нас пугали тем, что давно не было дождя и водопад скорей всего пересох. Но мы решили проверить и не прогадали — вода в водопаде была.
Ущелье здесь более тёмное и узкое, чем в предыдущем месте, но всё равно симпатично. Нашёл ещё многосвяза интересного. Другой вид, не такой, как в Букит Лаванге.
На острове есть ещё один водопад, рядом с озером Kastoba, но мы туда не ездили.
Air Panas Kepuh
На острове Бавеан аж три горячих источника. Мы побывали на двух. Первый находится совсем рядом с Сангкапура и на удивление мал. Больше похож на ванну среди рисовых полей. А вот хот спринг в деревне Kepuh куда более привлекателен.
Разделён на женскую и мужскую половину, в каждой их которых по два бассейна, где легко могут покупаться с десяток человек.
В разгар дня вода тут очень горячая, лучше приезжать рано утром или вечером, когда попрохладнее.
Мы ездили на Кепух пару раз помыться. Это единственное платное туристическое место на Бавеане — 2000 рупий с мотобайка, 5000 с машины.
Рядом расположен разлом с небольшой пещеркой, по которому прикольно полазать.
Озеро Kastoba
Довольно крупный водоём, находящийся на высоте 300 метров и глубиной до 150. Мы пытались обойти озеро по кругу, но получилось подковой — в одном месте тропы нету. Местные жители считают озеро священным, наверное поэтому оно такое красивое и чистое!
Puncak Gunung Sabu
Гора чуть более 500 метров высотой, находится рядом с озером. Это не самая высокая гора на острове Бавеан (самая высокая Gunung Tinggi, 644 метра), но зато по ней есть пара индонезийских отчётов о восхождении — есть от чего отталкиваться. Отталкивались мы долго, без подробных расспросов на месте не обошлось и вышли на начало тропы мы уже в темноте. В итоге плутанули на первых ста метрах и ушли совсем не туда. Шарились по ночному лесу с фонариком часа полтора, пока не столкнулись нос к носу с малайским крайтом. После чего было решено спуститься на полянку и встать лагерем — утро вечера мудренее. Утром, пока Анька спала, я нашёл нужную тропу и даже успел сбегать на вершину. Следующую ночь было решено провести на Puncak Gunung Sabu, дабы посмотреть закат и рассвет.
Задача была выполнена. Но и закат и рассвет подкачали — вершина находилась как раз в зоне облаков.
Pulau Gili Noko
Этот остров, а точнее два, соединённые длинной косой, по которой в отлив можно перейти с острова на остров с максимальной глубиной чуть выше середины бедра, является визитной карточкой острова Бавеан. Туда мы доехали за компанию с местными туристами.
Высадились на острове Noko, где тут же вписались в ещё одну местную компашку.
Наконец-то мы с Анькой нашли нормальный пляж!
Ноко совсем крошечный, может, метров 200 в длину и 50 в ширину. Это вид с него на соседний Гили, на котором есть деревня.
Накупавшись и чуть поджарившись на ярком бавеанским Солнышке, решаем сходить по отмели до деревни. Вид назад, на Pulau Noko.
Добравшись до деревни на Pulau Gili, тут же попадаем в центр внимания — белый человек тут редкий гость.
Аньке показалось мало Gunung Sabu и её пришла в голову залезть на вершину этого островка. Берём ребятню в проводники.
Мучаем кота на дорожку.
Эта девочка взяла меня под опеку за руку, пришлось быть джентельменом и помогать ей всю дорогу. А иначе она пыталась помочь мне. Забавно.
Вообще дети там редкие солнышки. Очень лучезарные, открытые и добрые.
Да и вообще жители маленьких яванских островков — это нечто особенное. Взять хотя бы Ibu Siti, владелицу сифуд-варкунга на пристани Pulau Gili. Эта бойкая бабушка, мать семерых детей, окружила нас теплотой и заботой, вписала у себя дома и накормила самыми вкусными крабами, которых я только ел в жизни! Вот они сидят ещё живые в садке.
Были у Сити и лобстеры.
А это колбаса заготовки для чипсов krupuk.
Уже порезанные.
Закат с пристани Gili.
Переночевав у Ibu Siti, следующим утром отправились на общественной лодке на «большую землю».
Переправа на общественной лодке стоит 5000 рупий с человека. Она отправляется с Gili на Бавеан утром, часов в 7 утра и потом идёт обратно. Туристическая лодка стоит 200-300 тысяч рупий.
Tanjung Ga’an
Здесь мы побывали уже перед самым отправлением обратно на Яву и она стало суперхитом! Изрытый как мадагаскарские Цинги мыс Гаан одна из лучших фишек острова! Бывшее дно морское под действием Солнца, ветра и волн приобрело структуру самого ноздристого из самых ноздристых голландских сыров и невообразимые формы, которые сложно передать фотоаппаратом.
Самое прикольное это купола с дырками, через которые видна лазурная вода в гротах. А ещё вдоль этого мыса огромные барракуды пасут стаи мелких рыбёшек.
Иногда они совершают резкие броски в надежде добыть себе обед и вся эта стая мелочи выпрыгивает из воды.
Tanjung Ga’an находится в окружении других прибрежных локаций.
Любителям треккинга (то есть нам) тут есть где походить и что посмотреть. При желании можно и закемпиться.
Другие места
Есть на острове и другие интересные места, как то: аэропорт, где можно погонять на взлётке, живописные деревушки в горах и рисовые террасы, колоритные базарчики вдоль дорог и сама кругобавеанская трасса, выложенная плиткой! Да, да вы не ослышались: добрая половина дороги выложена тротуарной плиткой, видимо чтоб было чем занять местных мужиков, вместо работы в Сингапуре и Малайзии. Из мелких живописных островков есть не только Gili Noko, но и ещё с десяток других. Но скорей всего они уступают Ноко в живописности. Так, например, мы побывали на острове Menuri, обойдя его вокруг. Это было довольно мазохистическое мероприятие, так идти пришлось по старым кораллам и камням добрых полтора часа, а то и больше. В отлив на этот остров можно пройти с Бавеана по щиколотку в воде.
Bawean представляет собой простор для фотографа-этнографа, любителяv сельской пасторали. Мы вот совершенно случайно наткнулись ночью на производство кирпичей из глины в самодельной печи.
Nут можно наснимать классных сценок из жизни бавеанцев, яванцев, мадурцев, малайцев, китайцев и переселенцев с Палембанга. Плюс стопятьсот фоточек в стиле Bersama Bule.
Где поесть
Остров Бавеан оказался на удивление хорош в гастрономическом плане! Здесь смешиваются яванская, мадурская и малайская кухни. Плюс что-то своё. Например, лапша с морепродуктами Mie Hailam. Или омлет с лапшой и овощами. Заезжали в пару кафешек покушать рыбки. Вот например Warung рядом с пристанью, откуда стартуют лодки на Gili Noko.
Помимо морепродуктов порадовал вай фаем и розетками через каждый столик! Менюшка.
Но самый смак был у Ibu Siti.
Крабы были приготовлены с таким волшебным соусом, что мы съели всё до последней рисинки. Про крабов и рыбку я уж молчу — остались одни кости да панцири. А это рабоче-разделочные инструменты для крабов.
Ах, да ценник ещё забыл озвучить — 15000 рупий за краба, который ещё 10 минут назад ползал в саде, пару кусков рыбы и рис.
Всякие вкусняшки продают вечером на Alun-Alun Sangkapura и вдоль главной дороги в Tambak.
Из Makanan Khas на Бавеане есть несколько разновидностей чипсов, особое баксо. Анька ещё кофе бавеанский нахваливала.
Где жить
В Sangkapura есть несколько гестхаусов и отелей. Их обзор я сделал в отдельной статье.
Как добраться
Самолёт
Два раза в неделю (вторник и четверг) из Сурабаи в 09:55 летает 16-местный AirFast на Бавеан. Цена билета 302 тысячи рупий. С Бавеана отправление в 12:10 в те же дни. Через Интернет билет купить не возможно, только по звонку в AirFast.
Быстрая лодка
Из Гресика на Бавеан поочерёдно ходят два быстрых больших катера Express Bahari и Natuna Express (человек на 200). Расписание видно на картинке ниже. Цена 146500 — 162500 рупий.
Паром
Паром один: мотается между Гресиком, Бавеаном и Пачираном. Расписание видно на картинке выше. Цена разная, в зависимости от направления. Из Пачирана или Гресика на Бавеан 95000 рупий один человек + мотобайк. Один взрослый человек 76000 рупий. Дети 59000 рупий. В обратном направлении один человек + мотобайк 76000 рупий, один взрослый 69000 рупий.
Ну а самые комфортные и интересные способы путешествовать по Индонезии:
- на машине с англоговорящим водителем
- в составе наших авторских туров
Полезные советы
Если у вас туго с индонезийским, лучше ехать на своём мотобайке. На острове есть один туристический офис, который нам старался всячески помочь — снабжал инфой, картами. Так же мы оставляли у них часть своих вещей на хранение. Через этот офис можно рентовать мотобайк по ориентировочной цене 50 тысяч рупий и машину с водителем за 550 тысяч. Привожу ниже пару контактов их турофиса.
+6285269989829 Dura (ударение на последний слог, вовсе не дура, очень сообразительная девушка) +62818393606 Faisal (он вроде как у них как раз по организации досуга немногочисленных туристов на Бавеане)
Не смотря на то, что Бавеан оказался вовсе не таким, как мы ожидали, там было хорошо. Если вам нужна развитая инфраструктура, английский, красивые пляжи — Бавеан однозначно не для вас. А вот если вы ищите приключений — то это ваше место! Там можно поиграть в первооткрывателя и игра может оказаться весьма захватывающей!
В помощь исследователям две самые подробные карты острова.
Кстати, Анна тоже написала потрясающий, живой, яркий и очень информативный отчёт по Бавеану, прочитать который можно в её ЖЖшке. Рекомендую!
Карта
Навигация
Персональные инструменты
- Войти
Навигация
- Заглавная страница
- Указатель А — Я
- Избранные статьи
- Случайная статья
Коронавирус (COVID–19) в России 2020
Инструменты
- Ссылки сюда
- Связанные правки
- Спецстраницы
- Версия для печати
- Постоянная ссылка
- Сведения о странице
- Цитировать страницу
Коронавирус (COVID–19) в России 2021