В поисках Немo
Finding Nemo Плакат
Другие названия | В поисках Немо 3D |
Тип мультфильма | анимационный фильм |
Жанр | драма, комедия, приключения |
Сиквелы | В поисках Дори |
Режиссёр | Эндрю Стэнтон |
Продюсер | Грэхэн Уолтерс |
Автор сценария | Эндрю Стэнтон, Боб Питерсон, Дэвид Рейнолдс |
Роли озвучивали | Александр Гоулд, Альберт Брукс, Эллен Дедженерес |
Композитор | Томас Ньюман, Робби Уильямс (песня) |
Студия | Pixar (производство) Walt Disney (распространение) |
Страна | США |
Время | 104 минуты |
Премьера | 30 мая 2003 25 декабря 2003 13 сентября 2012 (3D) |
Бюджет | 94 млн долл.[1] |
Сборы | &&&&&&0940335536.&&&&&0940 335 536 долл.[1] |
BCdb | подробнее |
«В поисках Немо»
(англ. Finding Nemo) — полнометражный компьютерный анимационный фильм, лауреат премии «Оскар» за лучший анимационный фильм 2003 года. Производство Pixar Animation Studios, дистрибьюторы — Walt Disney Pictures и Buena Vista Distribution.
[править] Сюжет
Среди прекрасных тропических морских стихий, в районе Большого барьерного рифа в уединении живет рыба-клоун по имени Марлин. Он растит своего единственного сыночка Немо. Океан и существующие в нем опасности очень страшат Марлина, и он как может ограждает сына от них, но молодой Немо, страдающий излишним любопытством, очень хочет разузнать побольше о таинственном рифе, рядом с которым они живут.
Когда Немо по иронии судьбы оказывается вдалеке от дома, да и еще сталкивается с угрозой стать обедом рыбы-танка, Марлин отправляется на поиски сына. Но Марлин, конечно же, понимает, что героический спасатель из него не получится и просит о помощи в поисках, Дори, королевскую синюю рыбу, которая хоть и страдает от того, что почти ничего не помнит, но добрее ее не отыскать во всем безбрежном океане!
Жить с памятью, как у рыбки Дори. Анонимный рассказ женщины с неврологическими нарушениями
Когда я смотрела с детьми мультик “Поиски Немо”, самыми смешными моментами были, пожалуй, те, в которых появлялась рыбка Дори – милое и рассеянное существо с самой короткой памятью на свете. Мне и в голову не приходило, что меньше, чем через десять лет ещё совсем молодой женщиной, я и сама стану рыбкой Дори. Будет ли мне смешно? Очень часто. Потому что только смех спасает от безумия и отчаяния, когда твой мир рушится – если принять за аксиому, что наше восприятие мира и есть наш мир.
Вероятно, я бы даже не помнила те дни, что провела с серьёзными нарушениями памяти (они остались и сейчас, но совсем не в таких впечатляющих масштабах), если бы, как многие современные женщины, не имела привычку вести блог.
У меня появилось много закрытых и очень коротких записей. Если прежде мне нравилось описывать события дня, связывая их в единое эссе, или выбирать самое яркое и подавать его как байку, анекдот, то теперь я чуть что выхватывала из кармана смартфон, чтобы быстро набросать строчку или две о чём-то, что мне не хотелось забыть только потому, что я понимала: из этих мелочей и складывается моя жизнь, и будет ужасно через пять лет даже не помнить, как моя младшая дочка метко пошутила или старшая взволнованно делилась впечатлениями от фильма, когда-то взволновавшего и меня. Как котик выкинул очередной котовий трюк, умилив меня. Как я наткнулась на свой подростковый рисунок и сумела вспомнить, что за сценка изображена на нём – сценка из моей тогдашней семейной жизни – и остро почувствовала, что живу долго, несмотря на частое ощущение, что моя жизнь зарождается и заканчивается каждую секунду.
Со мной не случилась какая-нибудь неотвратимая болезнь, разрушающая личность. По счастью. Со мной случилась травма и собственная беспечность после неё. Сначала у меня кружилась голова, я стала рассеяннее и забывчивее. Куда я положила только что ключ? – хорошее начало, оно не предвещает ничего, потому что такая рассеянность бывает у многих. Где мой чай? Я хотела чай, я ведь сделала чай? Или я делала чай в другой день и забыла? Где чёртова кружка с чаем, где я её уже искала взглядом и где ещё нет? – вот это начинает звучать как безумие, особенно когда повторяется раз за разом.
Вскоре мы все обнаружили, что моя рассеянность и забывчивость делает меня немножко опасной для себя и окружающих. Нельзя поставить чайник и отойти или набираться ванну и отойти. Никакого интернета не надо, чтобы тут же начисто о них забыть. Если никого нет дома, а ты очень хочешь горячего, ты ставишь чайник и сидишь перед плитой, внимательно глядя на него. Потому что книга, смартфон, шитьё и взгляд в окно могут заставить тебя забыть о чайнике начисто.
Электрочайник не выдержала бы проводка, но на некоторое время решение проблемы дал чайник со свистком. Не помню как и когда, к сожалению, но свисток потом оказался отломан. Может быть, он мне надоел. Тем более, что помогал не так уж сильно. Я часто не реагировала на свисток, потому что не помнила, что означает этот звук.
Я уже ела сегодня?
Надо ли мне поесть?
Зачем я стою перед холодильником? Вероятно, я хотела проверить, сколько еды есть дома.
Зачем я стою на кухне перед холодильником? Я уже смотрела внутрь или нет? Я уже делала что-то и должна уйти или мне надо что-то сделать?
Ничего смертельно опасного. Ничего пугающего вроде галлюцинаций. Ничего болезненного. Я просто то и дело обнаруживаю себя внутри странноватого квеста. И ещё забываю поесть или помыться или сколько мне лет.
Что я только что хотела записать в блоге, чтобы никогда не забыть?
Иногда я долго читала свой блог задом наперёд, те записи, которые были старше и длиннее. Я открывала для себя свою жизнь.
Иногда я вспоминала её без проблем. И про поесть тоже. И всё как будто было нормально.
– Я не Марина, я Катя, – напоминает та дочь, к которой я обращаюсь. Марина – вторая. Вероятно, они уже часто напоминают мне это. Или всё только началось? В любом случае, девочки не выглядят раздражёнными. Я очень люблю своих девочек. Они помогают мне очень сильно, больше, чем можно ждать от двух эмоциональных подростков без предыдущего опыта ухода за, например, бабушкой с деменцией.
Я всё ещё люблю смотреть кино. Я смотрю его с детьми. Фильм очень интересный, но я с трудом удерживаю внимание и всё время путаю персонажей. “Кто это? Почему он ей так сказал? Откуда у неё пистолет взялся?” – я постоянно спрашиваю, и дети терпеливо отвечают мне, так что фильм не перестаёт быть интересным, хотя назавтра я могу его и не рассказать. Говорят, эмоции помогают запоминать что-то. Ну, не всегда.
И всё это время мне надо работать. Не очень много, за основного работника – муж. Но надо, семейный бюджет – штука такая. Я пишу тексты за компьютером. Я беру кого-то из детей и обсуждаю тему текста. Я торопливо рассказываю, что хотела бы написать. Так надо, потому что, когда я сяду писать, я не буду помнить, каким задумывала текст. Кто-то из детей сидит рядом и напоминает мне. Потом вычитывает повторы мысли, которыми я теперь страдаю постоянно. Иногда просто печатает за меня, пока я пытаюсь диктовать, потому что рассеянность очень сильно мешает мне воспринимать текст и набирать его.
Главное, не забыть отправить. Зачем я гляжу в папку “Отправленные”, кстати?
Мои дети – это чудо. Мои дети – это моя жизнь. Я не о чувствах говорю, не пафосные лозунги. Я о том, что не знаю, как бы продолжала без них прежнюю жизнь.
Давайте сходим в магазин. Мама, мы хотели взять кефир. Мама, мы уже взяли хлеб. Мама, смотри, как смешно поставили банки, куски названий складываются в неприличное слово! Мам, ты положила деньги в левый верхний карман.
Поехали на вечер стихов. Поехали слушать бардов. Поехали в гости. Мам, Олеся живёт на Тушинской. Какая сейчас станция? Павелецкая. Какая сейчас станция? Новокузнецкая. Ты помнишь, где нам надо переходить? Да, мам, я помню. Через две остановки. Через одну остановку. Мама, идём.
Может быть, дело в памяти, как у рыбки Дори, но я не помню, чтобы хоть раз, отвечая на эти бесконечные вопросы, дети говорили раздражённо или озлобленно.
Мам, поешь. Сейчас четыре дня. Это пирог. Хочешь чай? Мам, это чай. Ты хотела чай. Поешь пирог, вот он. Я попью чай с тобой.
Я рассказываю смешную историю из своего детства. Интересно, мне кажется, или она вышла складно?
Мам, я думаю, ты хотела развесить вещи. Ты хотела причесаться. Ты хотела посмотреть с нами кино. Давай ты наденешь второй ботинок, и тогда уже пойдём.
Я в своём уме. Я не делаю плохих вещей. Я знаю, что за предметы вижу перед собой. У меня нет бредовых идей. Мне не кажется, что за мной гонятся черти. Господи, да у меня всё в порядке! Просто мне надо немного помощи. Многим бывает надо немного помощи.
Были и напоминалки на мобиле, и бесчисленные наклейки на компьютер. Я говорила сама с собой, чтобы не терять мысль, проговаривала всё, бормотала чуть не ежеминутно. Я восстанавливала события в моём мозгу по обстановке вокруг, словно детектив, разматывающий сложную загадку. Я приучилась ключевые вещи оставлять строго на ключевых местах или продолжать иначе держать в руке, как ни неудобно мне было в данный момент то или другое. Очки лежали в футляре красного цвета, смартфон – в красном чехле, паспорт и деньги – в красной косметичке, потому что красный бросался в глаза и сам напоминал о себе. Но больше всех ухищрений мне помогали люди. Немного помощи давало мне очень, очень много жизни.
Откуда у меня такая майка? Я купила её или надо отдать хозяйке? Почему журнальный столик больше не слева от кушетки? Можно, мы поставим его обратно? Столик переставлен к розетке, потому что надо заряжать ноутбук, смартфоны, аккумуляторную лампу. Почему столик не слева? Ладно, пусть он там стоит. А где столик? Столик, мне казалось, мы его куда-то переставляли. Откуда у нас возле кушетки удлинитель? Я чуть не споткнулась.
Катя, иди помой посуду. Катя, иди помой посуду. Катя, иди помой посуду. Я ведь уже помыла. Я уже мыла её. Ладно, я помою, а что мне сделать потом?
Я стою на улице с подругами и распеваю песни в честь какого-то праздника, и получается только выкрикнуть вовремя несколько слов, но никто меня не одёргивает. Мы едим в кафе. У меня замечательные подруги. Систер, пей свой чай. Он перед тобой. Я провожу тебя. Заночуй у меня. Зачем идти к метро одной, если можно компанией? Ты не хочешь вымыть голову? Пойдём, вот полотенце. Пей чай, он перед тобой.
Сейчас чай по правую руку от меня, возле клавиатуры. Я сделала его сама. Я помню даты рождения дочерей. Я всё ещё немного рассеянная, но я, кажется, всегда было немного рассеянной? Не помню точно. По крайней мере, именно у меня проблемы оказались решаемы и процесс – обратимым. Повезло.
В общем, я просто хотела рассказать вам о том, каково быть рыбкой Дори. Во-первых, это совсем не страшно, когда у тебя есть действительно любящая семья и действительно любящие друзья. Во-вторых, это и правда бывает смешно, просто простор для баек. Но без записей в блоге я не смогу вспомнить, почему.
От редакции: Если ваш родственник чаще обычного стал ронять вещи, задавать вопросы по ходу фильма или всё время о чём-то забывать, попробуйте показать его неврологу. И не кричите на него, пожалуйста, он не специально.
Текст предоставлен анонимным автором специально для Pics.ru
Иллюстрации: Shutterstock
Читай также:
15 открыток о тех, кто тебя бесит: почему им не надо делать замечаний
8 фраз, которые люди с депрессией уже не могут слышать
10 болезней, от которых мы на самом деле толстеем
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook
[править] История
Фильм вышел в прокат в США и Канаде 30 мая 2003 года, 27 августа 2003 года в Австралии, 10 октября 2003 года в Великобритании. Является пятым фильмом Disney/Pixar и первым вышедшим в прокат в летний сезон.
Сборы фильма превысили все ожидания: до момента выхода «Шрека 2» в 2003 году «В поисках Немо» считался самым кассовым мультфильмом в истории и входил в десятку самых кассовых фильмов всех времён. Только в США было продано более 28 миллионов экземпляров DVD с мультфильмом, что является рекордным результатом за всю историю.
Синдром рыбки Долли
Те из вас, кто смотрел мультфильм «В поисках Немо», наверняка помнят лучшую подружку главного героя — рыбку Долли. Сценаристы мультика придумали ей очень смешную роль: каждые десять минут рыбка забывала абсолютно все, что помнила, и начинала заново знакомиться с друзьями, узнавала, куда они плывут и кто она сама такая.
Самое несмешное, что история рыбки Долли имеет аналог в реальном мире. Известный писатель и врач Оливер Сакс описал историю Клайва Веринга, английского композитора и хормейстера Ковент-Гардена, в своей книге Musicophilia: Tales of Music and the Brain.
Если вкратце, то 25 лет назад Клайв Веринг заболел энцефалитом, после чего его мозг стал неспособным помнить что-либо более 30 секунд. Это самый тяжелый случай амнезии в мире.
Это случилось с ним через год после свадьбы — по огромной любви Веринг женился на девушке Деборе, которая позже написала о нем книгу Forever Today.
Вот так она описывала первые дни болезни Клайва. Однажды она застала мужа за странным занятием: он сжимал и разжимал пальцы, пристально вглядываясь в кусочек шоколада, лежащий на ладони.
«— Смотри! — он сказал мне. — Опять новый!
Он не мог отвести взгляд от шоколада.
— Это тот же самый шоколад, — сказала я мягко.
— Нет… смотри! Другой. Он совсем не похож на прежний…
Он опять сжал и разжал пальцы и несколько секунд внимательно разглядывал шоколад.
— Опять другой! Как они это делают?»
Клайв чувствовал, что мир ускользает от него. Для того чтобы хоть за что-то зацепиться, он начал вести дневник. Это были очень странные записи: каждые несколько минут повторялось: «Я проснулся», «Я в сознании». Иногда указывалось время: «14.10 — сейчас я достаточно активен», «14.14 — теперь я наконец действую», «14.35 — на сей раз я наконец полностью активен». Многие записи зачеркнуты и ниже подписано: «Я полностью в сознании и активен впервые за много-много недель».
Фото предоставлено автором
Этот ужасный дневник практически лишен другого содержания. Такое ощущение, что Клайв с отчаянной страстью пытается подтвердить свое существование и его непрерывность. Дебора говорит об этом периоде его жизни как о времени «бесконечной муки».
Обычно больные амнезией, хоть и не понимают то, что они видят, но делают различные предположения, пытаясь объяснить реальность: пустую кофейную чашку перед собой или запись в дневнике, сделанную собственным почерком. И предположения эти очень часто бывают верными. Они могут догадаться, что они сделали что-то, даже если не помнят об этом. Но краткосрочная память Клайва работает не более 30 секунд. Он не способен ни накопить опыт, ни установить связь с собственным опытом из прежней, здоровой жизни. Поэтому всякий раз, сталкиваясь с необъяснимым, Клайв делал вывод, что он был «мертв» или что он «только что пробужден».
Клайв тогда лежал в клинике, и, по словам Деборы, чувствовал себя живым только, когда она посещала его. Она навещала его каждый день, но как только уходила, он опять впадал в отчаяние. Вернувшись домой, Дебора находила на автоответчике десятки раз повторенное сообщение от мужа: «Пожалуйста, дорогая, придите навестить меня. Я вас не видел вечность. Пожалуйста, прилетите сюда со скоростью света!»
Клайв находился в тяжелейшей депрессии. Дебора была растеряна перед лицом столь экзотической болезни мужа, она не знала, каких врачей слушать, кому верить. Несколько лет ушло на то, чтобы понять, что пребывание Клайва в этой больнице для него не менее губительно, чем сам недуг.
Наконец, было принято решение о переезде в частную клинику, где отношение к Клайву было совсем иным, где уважали его талант и где для него были созданы условия, приближенные к домашним: не палата, а почти настоящая квартира, отличное питание. Его сняли с тяжелых транквилизаторов, он стал подолгу гулять. И все равно только через шесть лет Дебора почувствовала, что Клайв стал немного успокаиваться. Шаг за шагом врачи и жена создавали для него возможность жить в его новой реальности.
Сейчас Клайва не узнать. Это щеголеватый человек, ничего общего не имеющий с тем полным отчаяния, каким он был в начале болезни. В его комнате фортепьяно, электроорган, высокие стопки нот.
Через несколько лет после того, как Клайв заболел, о нем был снят фильм. Для съемок Клайву предложили продирижировать своим прежним хором. Удивительно, насколько точной была его работа. Дирижируя, он пропевал мелодии, обращался к певцам с абсолютно профессиональными замечаниями, очевидно, прекрасно зная все партии. Он не только блестяще дирижировал, но делал это в своем прежнем индивидуальном стиле.
При таком глубоком поражении памяти Клайв сохранил все свои профессиональные навыки. Он по-прежнему может читать ноты с листа и играть на фортепьяно. Но при этом необходимо, чтобы кто-то подвел его к фортепьяно, открыл ноты, положил руки на клавиши. Потому что Клайв не помнит, что он музыкант.
Он может бриться, умываться, ухаживать за собой. Он может очень изящно одеться, с большим вкусом и стилем, отлично танцует. Он читает и пишет на нескольких языках, умеет считать. Может позвонить, узнает свой дом, знает, где стоит кофе. Если спросить его о том, как он все это делает, он никогда не ответит, но он делает это, причем уверенно и не задумываясь.
Конечно, самое удивительное в жизни Клайва — это его отношения с собственной женой. Он женился на Деборе за год до постигшего его несчастья. И все эти годы он каждый день по нескольку раз «впервые» встречает ее, «впервые» восхищается ее красотой, влюбляется в нее с «первого» взгляда и с восторгом рассказывает окружающим, какую потрясающую женщину он сегодня встретил, и через 30 секунд после того, как Дебора скроется за дверью, он забывает ее, чтобы потом вновь встретить и вновь влюбиться без памяти.
Свидетелем такой «первой» встречи был как раз Оливер Сакс (он написал предисловие к книге Деборы):
«При мне была книга Деборы, которую Клайв уже читал дважды. Увидев ее, Клайв воскликнул: «Вы написали книгу?! — он всматривался в обложку. — Все сами?! О боже!» Дебора показала ему посвящение: «Моему Клайву». Клайв замер и потом бросился обнимать Дебору: «Посвящение мне!»
Эта сцена была повторена несколько раз в течение нескольких минут с тем же удивлением, восхищением и радостью. Клайв несколько раз вновь приветствовал Дебору, как будто она только что пришла. Потом он был невероятно взволнован предложением пообедать с Деборой. «Разве она не замечательная женщина? — спросил он меня, когда она вышла. — Она, должно быть, потрясающе целуется!»
Они действительно очень любят друг друга. Это удивительная ситуация: с одной стороны, невыносимая, с другой стороны, невероятно лестная для Деборы. Ведь каждый день по нескольку раз Клайв встречает ее как потрясающий подарок, как благословение».
[править] Герои мультфильма
Немо — рыба-клоун, главный герой мультфильма. Становится добычей дантиста.
Марлин (англ. Marlin) — рыба-клоун, отец Немо.
Корал (англ. Coral) — рыба-клоун, жена Марлина. Появляется только в начале фильма, становится добычей барракуды.
Дори (англ. Dory) — рыба «голубой хирург», забывчивая спутница Марлина.
Найджел (англ. Nigel) — американский бурый пеликан, друг рыб, живущих в аквариуме дантиста. Часто прилетает в окно кабинета, где работает дантист, но последний в свою очередь неоднократно выгоняет его. Очень добродушен. Помогает Марлину и Дори найти Немо.
Жабр (англ. Gill) — мавританский идол, мечтающий сбежать из аквариума. В своё время повредил себе плавник.
Пузырь (англ. Bloat) — рыба-ёж.
Персик (англ. Peach) — морская звезда, умеющая читать.
Грот (англ. Gurgle — журчать) — фиолетовая королевская грамма (англ.), ненавидящая грязь и микробы.
Бульк (англ. Bubbles — пузыри) — жёлтая зебросома (англ.), которая любит пузыри.
Бриз (англ. Deb) — чернохвостый дасцил (англ.). Думает, что отражение в аквариуме — её сестра Штиль (англ. Flo).
Жак (англ. Jacques) — креветка-доктор (англ.). Любит чистоту. Говорит с французским акцентом.
Краш (англ. Crush) — 150-летний логгерхед.
Прыск (англ. Squirt) — маленькая черепаха, сын Краша.
Мистер Скат (англ. Mr. Ray) — пятнистый орляк (англ.). Учитель подводной школы, где учится Немо.
Бугор (англ. Bruce) — белая акула -вегетерианец, которая дружит с рыбами.
Якорь (англ. Anchor) — бронзовая молот-рыба — вегетерианец, друг Бугора и Чавка.
Чавк (англ. Chum) — мако-вегетерианец, друг Бугора и Якоря.
Тэд (англ. Tad) — щетинозуб-пинцетник (англ.).
Перла (англ. Pearl) — плавниковый осьминог (англ.).
Шельфик (англ. Sheldon) — морской конёк.
Дарла Шерман (англ. Darla Sherman) — восьмилетняя девочка и главный антагонист мультфильма.
Филип Шерман (англ. Philip Sherman) — сиднейский дантист и похититель Немо.
Сюжет[править]
После трагической гибели жены Корал в зубах барракуды рыба-клоун Марлин в одиночку растит сына Немо, у которого от рождения недоразвит правый плавник. Немо ходит в рыбью школу и однажды едет с классом на экскурсию к Крутому рифу, что выходит к открытому океану. Прознавши об этом, Марлин пытается остановить их. Мальки видят лодку и хотят к ней подплыть; в это время появляется Марлин и требует от сына немедленно вернуться назад. Назло ему тот плывёт прямо к лодке и попадает в руки к дайверу. Отец мчится на подмогу, но его ослепляет фотовспышка.
В погоне Марлин встречает рыбу-хирурга по имени Дори, страдающую фиксационной амнезией. Она запутывает его окончательно, и единственной зацепкой остаётся потерянная похитителем зелёная плавательная маска с написанными на ней именем и адресом владельца, но Марлин не умеет читать.
По дороге они встречают трёх акул, но, к счастью, оказывается, что те — вегетарианцы, желающие дружить с рыбами. В их резиденции между Дори и Марлином вспыхивает ссора из-за найденной маски, и последний случайно ударяет спутницу, отчего у неё из носа идёт кровь. Почуяв этот запах, акулий лидер Бугор теряет самоконтроль и набрасывается на них. Пытаясь спастись, бедолаги выясняют, что Дори грамотная, однако происходит взрыв мины, и они теряют сознание.
Просыпаются оба в маске возле пропасти. Из-за неаккуратного пробуждения Дори роняет её вниз, и им приходится спуститься. Там на них нападает голодный удильщик. В свете его приманки синей рыбе удаётся прочесть надпись: «П. Шерман, 42, Валлаби-вей, Сидней», после чего хищник оказывается в ловушке (которой послужила та же маска), а спутники поднимаются наверх. Дори понимает, что в кои-то веки что-то запомнила — надпись на маске.
Тем временем Немо оказывается в аквариуме дайвера-дантиста, где его встречают аквариумные обитатели: королевская грамма Грот, жёлтый зебрасом Бульк, чернохвостая дасцила Бриз, рыба-ёж Пузырь, морская звезда Персик, креветка Жак и их лидер, мавританский идол Жабр с повреждённым плавником, одержимый идеей выбраться на свободу в океан. Дантист говорит, что Немо будет подарен его племяннице Дарле, не умеющей обращаться с рыбами, что уже стоило жизни одному из них. Чтобы спасти малыша, Жабр придумывает план побега, согласно которому тот должен сломать аквариумный фильтр, пользуясь своими размерами (а именно — заблокировать камешком двигатель фильтра). По замыслу, после поломки фильтра аквариум станет грязным, и дантист будет вынужден его почистить, а для этого ему придётся пересадить всех рыб в пакеты с водой, чем они и воспользуются, немедля выкатившись в них за окно и попав прямиком в океан. Однако первая попытка осуществить эту затею оказывается неудачной (камешек, взятый для блокировки фильтра, оказался слишком мал) и едва не стоит Немо жизни.
Выбравшись из пропасти, Марлин пытается отвязаться от забывчивой спутницы, но тут они встречают стаю серебряных рыб-ласточек, и Дори помогает своему приятелю выяснить у них дорогу к Восточно-Австралийскому течению, которое вынесет их прямо к Сиднею. Он спешит спасать сына и не слышит их последнего указания — плыть через ущелье, а не над ним, а Дори, хоть и не запоминает его, всё же советует плыть через ущелье. Марлин не слушает её, и в результате оба оказываются в самом центре скопления медуз. Клоуну, живущему в актинии и имеющему устойчивость к яду стрекающих, удаётся спасти себя и Дори, однако едва выбравшись из скопления, они снова теряют сознание.
Марлин приходит в себя на спине зелёной черепахи по имени Краш. Оказывается, что они с Дори уже плывут по Восточно-Австралийскому течению. Он рассказывает об их приключениях сыну Краша Прыску, а жители моря пересказывают эту историю друг другу, и со временем она докатывается до пеликана Найджела, живущего в Сиднейской гавани.
Найджел рассказывает эту историю Жабру и другим обитателям аквариума дантиста Шермана. Немо слышит её и предпринимает вторую попытку сломать аквариумный фильтр (взяв на этот раз камешек побольше), и это ему удаётся, что приводит к загрязнению аквариума. Однако дантист ставит вместо сломанного устаревшего механического фильтра новый — электронный.
Марлин и Дори сходят с течения и стараются найти Сидней, но их заглатывает кит. Дори утверждает, что знает язык горбачей и что тот просит их пролезть глубже в глотку. Поначалу Марлин не верит ей и силится пробить китовый ус, но потом всё же следует её совету, и кит успешно высмаркивает их через дыхало. Так они оказываются аккурат в пункте назначения — в гавани Сиднея.
Проведя ночь в поисках той лодки, что увезла Немо, Марлин и Дори едва не становятся добычей стаи олушей, но их спасает Найджел, который обещает отвезти Марлина к сыну.
В то же время в кабинете своего дяди появляется Дарла. Чтобы избежать плена, Немо притворяется мёртвым, ожидая, что его смоют в унитаз и он по трубам доберётся до моря, однако дантист несёт его к мусорному ведру. В это время появляются Найджел и Марлин. Они видят Немо, притворяющегося мёртвым, и решая, что он правда мёртв, улетают. Чтобы спасти маленького друга, вожак рыб прыгает к Дарле на голову. Дантист оборачивается и роняет на стол с инструментами пакет, который лопается, и Жабр отправляет Немо в раковину. Убитый горем Марлин расстаётся с Дори и плывёт домой.
Немо успешно добирается до океана и практически сразу же встречает Дори, которая мучается от катастрофического приступа — она забыла совершенно всё, кроме разве своего имени. Малёк ищет отца, и она присоединяется к нему. Увидев надпись «Сидней» на канализационной трубе, Дори тут же всё вспоминает и радуется, что Немо жив. Довольно скоро они догоняют Марлина.
Но радость от встречи отца и сына длится недолго — Дори вместе с косяком сельди попадает в сеть рыболовов. Немо понимает, что совместными усилиями всех рыб можно порвать её, но для этого им нужно сразу плыть вниз. Он вплывает внутрь и говорит об этом рыбам, и сеть успешно отрывается от корабля. Немо и Дори спасены; все трое успешно возвращаются домой.
В конце показано, что Жабру и его друзьям всё-таки удалось сломать фильтр и сбежать в океан.
«В поисках Дори»[править]
После событий первого фильма прошёл уже год. Немо всё так же ходит в школу, а Дори живёт с ним и Марлином счастливой семейной жизнью без приключений. Внезапно её начинают одолевать приступы воспоминаний о своём детстве, и она решает отыскать давно потерянных родителей, чего бы ей это ни стоило. Вскоре вся троица отправляется к Монтерейскому институту морской жизни, но по воле случая Дори отрывается от Марлина и Немо и попадает в нужное здание, где натыкается на осьминога Хэнка, который становится её проводником. Впереди у них немало новых знакомств и впечатлений!..
[править] Роли озвучивали
Персонаж | Исполнитель | Русский дубляж |
обитатели океана | ||
Немо | Александр Гоулд | Фёдор Машанов |
Марлин | Альберт Брукс | Ян Цапник |
Дори | Эллен ДеДженерес | Елена Шульман |
Корал | Элизабет Перкинс | Юлия Рудина |
Якорь | Эрик Бана | Геннадий Смирнов |
Краш | Эндрю Стэнтон | Валерий Кухарешин |
Прыск | Николас Бёрд | Илья Сергеев |
Мистер Скат | Боб Питерсон | Александр Лушин |
Бугор | Барри Хамфрис | Алексей Травин |
Чавк | Брюс Спенс | Евгений Ганелин |
Нырк | Джордан Рэнфт | Антон Смола |
Блёстка | Эрика Бек | Елизавета Захарьева |
Шельфик | Эрик Пер Салливан | Иван Чабан |
Стая рыб | Джон Ратценбергер | Борис Смолкин |
обитатели аквариума | ||
Жабр | Уиллем Дефо | Виктор Костецкий |
Персик | Эллисон Дженни | Мария Кузнецова |
Жак | Джо Рэнфт | Сергей Паршин |
Пузырь | Брэд Гарретт | Алексей Гурьев |
Грот | Остин Пендлтон | Валерий Захарьев |
Бульк | Стивен Рут | Роман Рязанцев |
Бриз/Штиль | Викки Льюис | Светлана Репетина |
люди | ||
Филип Шерман | Билл Хантер | Станислав Концевич |
Дарла Шерман | Лулу Эбелинг | Варвара Чабан |
другие персонажи | ||
Найджел | Джеффри Раш | Владимир Маслаков |
[править] Интересные факты
Имя «Бугор» для белой акулы выбрано не случайно. В оригинале этот персонаж называется «Брюс»: именно так называлась механическая модель акулы, сделанной для съёмок в фильме Стивена Спилберга «Челюсти».
Сцена с чайками является пародийной цитатой из фильма Альфреда Хичкока «Птицы».
Фильм был посвящен Глену Маккуину (англ. Glenn John McQueen), аниматору Pixar, который умер от меланомы в октябре 2002 года, за семь месяцев до выхода фильма в прокат.
Первоначально для написания музыки рассматривались композиторы Денни Эльфман и Ганс Циммер.
В аквариуме есть кораблик. На его носу русалка из короткометражки: безделушка.
В фильме можно обнаружить персонажей из других фильмов Pixar: например, грузовичок «Планета Пицца» и Базза Лайтера из «Истории игрушек» (1995), рыбу Бу из «Корпорации монстров» (2001) или автомобиль «Луиджи» из будущих «Тачек», а также автомобиль «Дядя Тополино» из будущего фильма «Тачки 2» (2011). Однако это всего лишь совпадение.
Компания, производящая водоочистительные фильтры, испуганная, что после фильма детишки начнут выбрасывать своих аквариумных рыбок в водосток, за день до премьеры выпустила специальное предупреждение о том, что прежде, чем рыбка дойдет до океана, её перерубит специальное очистительное устройство.
Кабинет дантиста был смоделирован по образцу настоящего зубоврачебного кабинета, находящегося в том же здании, что и Pixar. В английской версии у Бриз (Деб) сестру (отражение) зовут Фло. Это прямой намёк на персонажа послеующего фильма «Тачки» и «Тачки 2».
Девочка Дарла получила свое имя в честь продюсера Pixar Дарлы К. Андерсон.
Одна из лодок названа в честь скульптора Pixar Джерома Рэнфта.
Забывчивая Дори кличет Немо следующими именами — Элмо, Фабио, Бинго, Тито, Чико (намекая на персонажа фильма «Тачки» Чико Хикса), Харпо и Эмо.
Название горы Отыкотыкомутотуго является предложением, написанным слитно.
В русском дубляже многие переведённые говорящие имена поменяли своё значение.
В конце титров проплывает Майк Вазовски из мультфильма «Корпорация монстров».
В сцене, когда пеликан прилетает с Марлином и Дори, есть момент, где мальчик сидит с матерью на приёме к дантисту и читает комикс про мистера Исключительного из будущего мультфильма «Суперсемейка».
Если найти картинку с Бугором в таком же положении, как на постере фильма, то он один, а на постере сзади его есть кит. На рыб — клоунов в первом эпизоде нападает барракуда.
В поисках Немо – уроки тревожности
В начале этого диснеевского мультфильма мы видим пару рыб-клоунов, Марлина и Корал, ожидающих вылупления своих четырёхсот икринок. Нападает хищная рыба, и в живых остаются только Марлин и одна икринка. Когда этот малыш вылупляется, Марлин проявляет себя как заботливая Альфа: «Папочка с тобой. Я уберегу тебя от всего на свете».
К сожалению, система оповещения об опасности в мозгу Марлина работает на пределе, поэтому он слишком сильно опекает сына и внушает Немо, что мир полон опасностей. Рядом с таким тревожным отцом Немо не может расслабиться и почувствовать себя в безопасности.
Тревожность отца приводит к тому, что у него не получается создать для сына ощущение, что рядом с ним есть оберегающая его Альфа. Немо постоянно встревожен и есть опасность, что у него возникнут психологические защиты от всей этой уязвимости. Если бы мы могли подслушать его мысли, они были бы примерно такими:
«Мой папа не может меня защитить. Ужас. Это невыносимо».
Защиты от такого уровня тревоги могут притупить восприятие реальных угроз. Они также могут мешать правильным отношениям.
Немо хочет пойти в школу. Он уже подходит по возрасту, но Марлин всё же хочет оставить его дома.
После смерти возлюбленной и почти всех икринок тревога Марлина превратилась в невротические порывы защищать сына, он стал настолько осторожным, что теряет свою Альфу в этих отношениях. Тем не менее, можно почувствовать неиссякаемую заботу и любовь, идущую от отца к сыну. Тревожность отца фрустрирует Немо. Благодаря становлению или, вероятно, альфа-динамике, Немо настаивает, что пойдёт в школу.
Отец напоминает про оговоренный ритуал, как нужно покидать их дом в актинии: выйти, оглядеться, зайти обратно, снова выйти, снова оглядеться, затем продолжать путь. Немо выполняет ритуал до шага «оглядеться», а затем уплывает прочь, пока его отец выполняет все действия до конца, сохраняя осторожность.
Это первое проявление «храброго и глупого» поведения Немо. В курсе «Понимать тревожность» объясняются причины подобного поведения: в данном случае Немо может быть защищён от восприятия тревожных событий. Его мозг перенапряжён и больше не приводит его к осторожности рядом с открытой водой, и/или он больше не следует за своим отцом – он сам стал альфой.
записаться на курс можно здесь
Когда он приходит в школу, слегка в защитах от восприятия тревожных событий, а также, вероятно, с некоторым противлением в ответ на бдительный совет отца «Помни, открытый океан опасен!», Немо быстро вовлекается в отношения с ровесниками.
Тревога отца слишком сильна и она разрушает их связь, при которой он бы следовал родительским ценностям, хотел бы быть для него хорошим, держался бы за него и так далее.
Мы видим трогательный момент небольшого проявления привязанности к отцу, которая защищает его — это когда он приближается к ровесникам и они замечают, что один из его плавников маленький. Отец всегда называл его «счастливым плавником», таким образом, любовь отца действительно защищает его от насмешек ровесников. Мы видим глубокую любовь отца к сыну и в то же время чувствуем некоторое беспокойство насчет того, что излишняя осторожность отца может отрицательно сказаться на Немо.
В первый день школы, несмотря на учителя, который хорошо завладевает вниманием учеников, Немо довольно беспечно уплывает с ровесниками (начало переориентации на сверстников?).
Ровесники подначивают друг друга, чтобы уплыть в открытую воду. Не чувствуя осторожности (перегруженная система тревоги), Немо становится самоуверенным и безрассудным и уплывает слишком далеко в открытые воды, гораздо дальше, чем рискнули бы его ровесники. Отец приплывает на место действия и повышает голос, призывая его к осторожности. Он произносит угрозы, в том числе такую: «У тебя будут БОЛЬШИЕ неприятности, если…» Но этим демонстрирует только свое бессилие и Немо становится преисполнен противления (его вниманием не завладели и он в альфе).
Он уплывает всё дальше и сталкивается с лодкой. Отсутствие осторожности подвергает его настоящей опасности, и он оказывается пойман дайверами с этой лодки.
Оставшаяся часть мультфильма показывает нам приключения отца в поисках «сокровища» (Немо), встречающего «драконов» в открытом океане. Он проявляет большую смелость, чтобы спасти своего сына; её больше чем когда-либо и больше, чем Немо мог бы себе представить.
В мультфильме содержится несколько прекрасных уроков тревожности. Вот ещё несколько:
1. Когда Марлин и его подруга Дори попадают в стаю опасных медуз, Марлин придумывает как обезопасить Дори. Это игра, в которой надо прыгать по макушкам медуз, и у них это получается. Они начинают играть и благополучно проходят через медуз. Однако когда они выбираются из этой стаи и доплывают до черепашки Краша, тот восклицает: «Ты бросил вызов медузам – да у тебя серьёзные проблемы с нервяком, чувак!». Это показывает нам, как далеко ушёл Марлин от своей постоянной осторожности по поводу всего на свете, играя с медузами. Это ли встреча с драконом ради сокровища? Смелость? Кажется, что он до сих пор видит опасность, так что это более вероятное объяснение по сравнению с защитами от уязвимости. Видимо, он готов встретиться с большими драконами ради спасения своего сына.
2. В другой сцене с черепахой Крашем одного из его детёнышей, Прыска, нечаянно увлекает Восточно-Австралийским течением, и он отстаёт от общей группы. Марлин сразу готов броситься ему на помощь. Краш же даёт сыну время справиться самому (становление), в ответ на это Марлин спрашивает: «А когда они готовы?» Краш отвечает: «Когда они это почувствуют, почувствуешь и ты». Он всё равно приглядывает одним глазом за Прыском, и это оказывается действенным «благотворным невмешательством».
3. В другой ситуации Марлин и Дори оказываются в животе кита, снова в огромной опасности. Дори говорит: «Пора отпустить. Всё будет в порядке». Марлин спрашивает: «Откуда ты знаешь?», на что она отвечает: «Я не знаю». Многие подобные разговоры как будто отражают внутреннюю борьбу, через которую проходят родители на пути к тому, чтобы дать волю детскому становлению, сталкиваясь при этом с новыми драконами, когда ребёнок делает первый шаг, рискует, и его путь разворачивается так, как предопределено, если его система тревоги не перегружена.
4. В мультфильме есть ещё несколько сцен, связанных с тревогой, смелостью и преодолением драконов. Ближе к концу Немо сообщает отцу о своей уверенности, что справится с задачей. Сначала Марлин отвергает эту мысль, но становление Немо идёт в полную силу, и в этот раз с его привязанностью всё хорошо, поэтому Марлин даёт своё согласие (хотя Немо не очень-то и ждал его). Когда Немо ранен, но у него получается сделать задуманное (спасти из сети Дори и всю рыбу в лодке), Марлин снова хлопочет над сыном, который потерял сознание, и повторяет: «Папочка с тобой. Я уберегу тебя от всего на свете». Мы чувствуем, что всё возвратилось на круги своя, как и должно, Марлин снова обрёл свою Альфу, а тревожности стало меньше. Он создал пространство для себя и для Немо, встретившись со многими драконами. На последних минутах мультфильма школа наполнена игривыми маленькими рыбками, в их числе черепашка Прыск и Немо. В этот раз учитель прочно удерживает свою ведущую позицию, а все дети никуда от него не отходят.
5. Главный урок – «Система оповещения об опасности работает лучше всего, когда используется редко». И «при тревоге, если нельзя стать осторожнее и не получается поплакать (нет такой возможности), мы можем найти в себе смелость, чтобы сразиться с драконами, если нам действительно хочется добраться до сокровища».
Мишель Морер (Michele Maurer)
Перевод Ирины Маценко
Редакция Юлии Твердохлебовой
Источник – кампус Института Ньюфелда