Хомут для лошади: назначение, устройство, запряжка лошади своими руками

Самостоятельное изготовление хомута на лошадь

Введение хомутов в эксплуатацию после их изобретения стало своеобразной инновацией в гужевом транспорте. Благодаря простой и практичной конструкции в разы повысилась эффективность перевозки грузов. Теперь лошади стали использоваться не только для перемещения людей из одно пункта в другой, но и для транспортировки серьезных грузов.

Как провести замеры лошади для изготовления хомута

Здесь понадобится воспользоваться специальным зоотехническим циркулем, по-другому он называется циркуль Вилькенса. В случае невозможности применения данного инструмента (его отсутствие) можно взять простой деревянный брусок и пару угольников.

Всего понадобится произвести два замера: узнать длину (в вертикальной плоскости) и ширину шейного отдела лошади.

Измерение первого параметра происходит следующим образом: проводится воображаемая линия от начала холки до области, где шейный отдел переходит в грудину. Линия проходит строго параллельно положению лопатки животного.

Второй параметр измеряется в самой широкой части шейного отдела (переход шеи в плечи). С техникой проведения замеров можно познакомиться на картинке ниже.

Полученные данные следует записать или запомнить, они пригодятся при изготовлении хомута.

Существует специальная таблица, в которой указаны размеры этой части амуниции. Отталкиваясь от имеющихся значений, можно обратиться в специализированный магазин или мастерскую, чтобы мастера изготовили хомут. Ознакомиться с размерами можно ниже.

Как правильно подобрать хомут для лошади

Необходимо учитывать, что этот аксессуар может иметь разный размер. В таблице представлены размеры.

НомерДлина (мм)Ширина (мм)
0440210
1460230
2485240
3510250
4535260
5555270
6585280
7610310
8640340
9670360
10710380
11740400

Но, чтобы правильно подобрать хомут, необходимо снять мерки с животного. Для этого потребуется специальное приспособление — циркуль Вилькенса. Если такого зоотехнического циркуля в наличии нет, можно воспользоваться деревянным бруском и угольниками. При помощи этих приспособлений необходимо измерить длину и ширину шеи животного.

Ширина измеряется по наиболее широкому участку (переход от шеи в плечи). Длину измеряют от начала и до конца шеи. Мерки необходимо записать, а затем сопоставить их с размерами хомутов для лошади, представленными в таблице.

Какие составные части есть у хомута

Стандартная часть упряжи (хомут) состоит из следующих частей:

Размеры хомута зависят от клещей, которые повторяют форму конской шеи. Такие промеры контролируются человеком постоянно, ведь сбрую придется поменять, если животное по каким-то причинам резко сбросило вес или, наоборот, его набрало.

Измерить хомут по длине довольно просто: этим показателем служит расстояние от самого верха до самой крайней нижней точки. Очень короткая амуниция будет оказывать давление на шею и не давать животному нормально дышать. Слишком длинная имеет низкую посадку и станет мешать при движении, вдобавок натрет лошади места соприкосновения с кожей.

Клещи чаще всего изготавливают из березы или клена, при этом учитывают расположение волокон, которые должны идти по длине изделия. На сегодняшний день можно найти клещи из фанеры, но тут стоит обратить внимание на то, что такой материал очень плохо переносит сырость, а потому его нужно защищать от избыточной влажности.

Относительно разборная конструкция хомута позволяет одевать данную часть сбруи на шею лошади и проводить необходимую корректировку. Древесина, которая пошла на изготовление хомута, будет врезаться в кожу и оказывать давление на мышцы. Чтобы предотвратить возможные травмы, используется хомутина. Это кожаный чехол, внутрь которого положен войлок или солома.

Набивка наполнителя производится очень плотно. Хомутина с клещами соединяется при помощи гвоздей таким образом, чтобы подкладочный материал выступал на несколько сантиметров. Крепление гужей происходит на внешней стороне хомута. Такие ремни, на изготовление которых идет свиная или телячья кожа, имеют ширину 9-12 см и служат для закрепления оглобель. На сегодняшний день вместо кожи может использоваться резина или иной искусственный аналог. Гужи выполняют не только крепежную функцию, но и амортизирующую.

Седелка выступает в роли дополнительного элемента, который будет передавать нагрузку с шейной области, сдавленной хомутом, на спину. Для лошадей со стандартным строением туловища используют горбатые седелки, если есть какие-то особенности в конфигурации тела, то можно подобрать стоячий или плоский вариант такой детали.

Строение хомута

В стандартный вариант входят:

  • подкладка;
  • клещи;
  • хомутина.

Оглоблям в упряжке нужны еще гужи, телеге с постромками – гужевые мочки. Размер хомута зависит от клещей, в точности повторяющих форму шеи коня. Эти параметры надо контролировать постоянно: если лошадь истощена или наоборот, набирает вес, сбрую надо менять.

Строение хомута

Длину хомута определяют как расстояние между самой верхней и крайней нижней точками. Короткая модель может давить на шею и препятствовать нормальному дыханию, длинная – болтается слишком низко и затрудняет передвижение.

Материалом для клещей может служить клен или береза. Волокна должны располагаться по их длине . Сегодня в продаже бывают фанерные клещи. Такой бюджетный вариант не любит сырость, поэтому его надо защищать от влаги.

Клещи

Внизу клещей соединение разбирается, это позволяет без проблем надеть хомут и подкорректировать на шее размер. Дерево, из которого сделан хомут, врезается в кожу, давит на мышцы, поэтому для них используют хомутину в виде кожаного чехла, набитого соломой или войлоком.

В кожаный чехол толщиною 1-2 мм наполнитель набивают плотно. Хомутину и клещи соединяют гвоздями так, чтобы подкладка выступала на 5 см. Гужи прикрепляют с внешней стороны между нижней границей клещей и 1/3 их длины. В этих ремнях из свиной или телячьей кожи шириной 9-12 см потом закрепляют оглобли. Из современных материалов используют резину, искусственные аналоги. Кроме крепежных функций, гужи еще играют роль амортизатора.

На фото клещи оббиты хомутиной из войлока

Седелка – это дополняющий элемент, передающий нагрузку сдавливающего хомута с шеи на спину. Для стандартного корпуса обычно используется горбатая седелка. При особых конфигурациях тела подходят стоячие и плоские разновидности.

Видео — Как запрячь лошадь

Как сделать хомут

В данном случае будет рассмотрен вариант изготовления детали упряжи из фанеры:

  • на изготовление клещей пойдет многослойная фанера. Нужно взять листы в количестве трех штук, имеющих толщину 5 мм, и склеить их между собой надежным клеем. После того как изделие просохнет, нанести приблизительный чертеж (будет представлен ниже) и вырезать детали, используя электрический лобзик или иной его аналог. Такие клещи будут иметь меньший размер по сравнению с изготовленными из сплошной древесины, но выигрывают они по качеству. Благодаря наличию нескольких слоев уменьшается растрескивание сырья;

Не смотря на то что хомут насчитывает многотысячелетнюю историю, он остается актуальным и в настоящее время. Сейчас его можно встретить на некоторых фермах или в конской запряжке при использовании русской упряжи.

Как лучше сделать индивидуальный хомут для лошади

В наше время редко где используют гужевую тягу для передвижения или пахотных работ. Однако в селах или небольших фермерских хозяйствах использование лошадей является привычным делом. Для того, чтобы запрячь лошадь в повозку недостаточно просто накинуть ей веревку на шею, для этого нужна специальная сбруя.

Основной частью сбруи для управления лошадью является хомут. Хомут одевается на шею лошади, и он упирается в него плечами, за счет этого она может тянуть повозку. В наше время хомут можно спокойно приобрести, но для каждой лошади такое приспособление должно быть подобрано индивидуально, а покупать весьма накладно, а значит можно сделать его самому. И так, как сделать хомут для лошади своими руками?

Замеры

Перед тем, как приступить непосредственно к изготовлению хомута в домашних условиях, необходимо измерить габаритные размеры шеи лошади, а именно длину и ширину. Длина измеряется при помощи жесткого метра, для этого метр прикладывается к основанию шеи лошади, расстояние замеряется от гребня у начала холки до сочленения лопатки и плеча. К полученным размерам необходимо прибавить 6мм если хомут возовой или же 4мм если хомут легковой или пахотный. Ширина части тела — шеи животного, замеряется у ее основания. Лучше всего использовать спецциркуль для замера (циркуль Вилькенса).

Орловская

В этой статье мы узнаем, как самостоятельно правильно провести измерения лошади и подобрать правильный номер хомута.

Хомуты выпускаются 12 размеров от №0 и до №11.

Как это сделать:

Переходим к определения номера хомута, необходимого для данной лошади, для этого нам требуется снять с нее мерки.

Необходим циркуль Вилькенса(зоотехнический циркуль), но так как у меня его нет я в моем случае воспользовался обычным деревянным бруском, который был на конюшне и двумя угольниками или любыми подобными приспособлениями.

Требуется сделать два измерения — это измерение длины и ширины шеи.

Что бы правильно найти линию измерения длины шеи нам нужно провести невидимую линию, от гребня у начала холки до точки перехода шеи в грудь (плечелопаточного сочленения) линия должна быть параллельна положению лопатки лошади.

В этом месте производим измерение, как показано на фотографии ниже.

Второе измерение-это ширина шеи.

Ширину шеи измеряют у основания в наиболее широкой ее части (в месте перехода шеи в плечи). Фотография ниже.

Далее нам остается лишь подобрать хомут согласно таблице.

Размеры хомутов
Номер хомутаДлина, ммШирина, мм
0440210
1460230
2485240
3510250
4535260
5555270
6585280
7610310
8640340
9670360
10710380
11740400

Измерение хомута производят.

длина от верхней внутренней стороны хомутной подушки до внутреннего полотна нижних рожек клещей

ширина на уровне отверстий для гужей между внутренними полотнами клещей

хочется добавить, что новый хомут может показаться несколько меньше тех размеров, которые приведены в таблице. Потому что при производстве хомутов учитывается толщина войлочной части хомутной подушки и кожи, которая обязательно обомнется , а так же удлинение(вытягивание) хомутины.

Необходимо знать:

Маленький хомут будет давить на шею лошади, затрудняя ее дыхание и кровообращение, не доходя до места своего нормального положения. Большой хомут будет низко спускаться у плечелопаточного сочленения и далеко заходить на холку. Такой хомут неизбежно будет блтаться и производить побои их мускулатур и собьет плечи лошади.

В процессе эксплуатации хомуты приобретают особенности индивидуального строения шеи каждой лошади.

Нельзя использовать один и тот же хомут для разных лошадей! Форма шеи у них разная, и по мере эксплуатации хомут приобретает индивидуальные особенности строения шеи конкретного животного.

Поэтапное изготовление

  • Клещи для хомута нужно делать из многослойной фанеры. Обычно берется три листа 5мм фанеры и склеиваются вместе клеем ПВА. После просушки на фанеру наносится примерный чертеж и вырезается электролобзиком или его ручным аналогом. Клещи сделанные таким образом меньше нежели клещи, изготовленные из сплошного дерева, а качество их лучше, из-за многослойности они меньше трескаются.
  • Хомутина — это подкладка, которая находится между клещами и грудиной лошади, которая отделяет её тело от твердого дерева и предотвращает натирание. Составные части хомутина это: обтяжка (выполненный из мягкой кожи кожух), надставка и жгут (набивка которая закладывается внутрь обтяжки для смягчения). Обтяжку делают цельно или из нескольких отдельных частей. Для её изготовления используют кожу, толщина которой должна быть не менее 1мм. Центральную часть делают такой, чтобы её окончания находили на места, где хомутина привязывается к клещам примерно на 5см. Края и средину сшивают вручную или же на швейной машинке. При толщине кожи 1-1.5мм на её края кладут дополнительный слой кожи и потом сшивают. Необходимо, чтобы обтяжка, сделанная из кожи, очень плотно сидела на жгуте. На производстве жгут изготавливают из обрезков льна, но в условиях ручного изготовления его можно заменить соломой или же обыкновенным сеном. Жгуты должны быть плотными, по этому их дополнительно обматываю лентой. К клещам хомутину прикрепляют с помощью сшивки. Её окончания прибивают к клещам гвоздями, 25мм в длину, через каждые 3см.
  • Хомутная подушка делается из цельного материала или фетра. Его слои кладутся один на другой, а края подгибаются. Жгуты для краев подушки делают из войлока. На оба валика подушки обязательно делают настрочку из кожи. По центру валика подушки пришивается кожаный клапан 10см в длину и 6см в ширину. После этого подушку нужно простегнуть, а загнутые войлочные края прошить стежками 5см в длину. Если это делать на машинке, то стежки должны быть примерно сантиметровыми. К клещам подушку пришивают в трех и более местах, в зависимости от её размера. Там, где подушка касается с холкой, её необходимо разровнять и приподнять.

Хомутная подушка

  • Покрышка должна быть изготовлена из натуральной кожи или кожзаменителя, из трех или двух частей соответственно. Центральная часть покрышки, длинной 30-40см должна при сшивании находить на боковые, не меньше, чем на полтора сантиметра. Если покрышка из кожзаменителя, то на неё пришивают оберегающие накладки, которые должны быть по размерам около 35см в длину и не меньше чем 5см в ширину. Их края необходимо подогнуть и подшить. Внутри подгибки протягивают яловую сыромять. Для того что бы в покрышку можно было вставить гужи, в ней делаются специальные прорези. Покрышку необходимо туго натянуть на тело клещей, а затем прибить гвоздями, торчащие окончания от покрышки можно подшить вручную нитками.
  • Гужи делают из выработанной сыромятной кожи коров, для прочности необходимо, что бы их толщина была не менее чем пол сантиметра, или же из капрона, ленты 4см шириной. Окончания гужей протягиваются в отверстия покрышки и прибиваются гвоздями.

Гужи
Теперь вы знаете, как сделать хомут для лошади своими руками в домашних условиях благодаря нашей пошаговой инструкции, очень надеемся что мы вам помогли. Оставайтесь с нами!

Из чего состоит сбруя

В зависимости от вида запряжки в состав конской сбруи входит разный набор предметов и украшений. Все части снаряжения должны быть качественными, надежными, удобными в использовании. Индивидуальный подбор амуниции обеспечит животному комфорт и безопасность.

Перечисленные детали позволят обеспечить контроль над животным во время езды. Хомут распределяет вес равномерно. Его размещают вдоль шеи коня, вокруг холки. Фиксируется шлеей, которая представляет собой специальные ремни, идущие вдоль тела коня.

Узда служит пристяжной частью управления. Надевается на голову лошади. От седелки отходит ремень, называемый подпругой. Предназначен для прочной фиксации седла.

Важной частью сбруи коня служит постромка. Применяется при дышловом варианте запряжки. Используется в виде дополнительного ремешка с целью фиксации упряжи. Вожжи служат ремнями, прикрепляются к удилам.

Защитная группа состоит из предметов, предохраняющих тело и ноги лошадей от травм, погодных катаклизмов.

Все принадлежности конной упряжи можно разделить на три группы: защитные, для управления и для безопасности всадника в седле.

Основные элементы

Основными элементами управления лошади являются удила и уздечка. Первые представляют собой металлический стержень, состоящий из двух подвижно соединённых частей, на концах которых расположены кольца для крепления уздечки. Удила нужны для воздействия на беззубый край рта животного для облегчения управления им. Уздечка, или узда поддерживает удила, а также «передаёт» сигнал, посылаемый всадником через поводья и требующий совершить определённое действие.

Знаете ли вы? Первое подобие седла использовали ассирийские кавалеристы в 700 годах до н. э.

  • недоуздок — та же уздечка, но без удил, что используется для содержания животного на привязи;
  • поводья — кожаный ремень, пристёгнутый к кольцам удил и являющийся главным приспособлением для управления лошадью наездником;
  • мартингал — короткий ремень, крепящийся между передними конечностями животного и соединяющий переднюю подпругу и повод в районе удил; помогает удержать голову животного в определённом положении;
  • шамбон — ремень, крепящийся к трензельной уздечке и проходящий вдоль щёчных ремней вниз между передними конечностями животного до ближайшей подпруги; позволяет контролировать наклон головы животного;
  • седло — его видов огромное количество, но все они предназначены для защиты спины животного, точнее, равномерного распределения нагрузки;
  • стремена — представляют собой металлическое кольцо и крепёжный ремень для фиксации на седле, помогают всаднику вскочить на коня и удержаться в седле;
  • хлыст — гибкий стержень с рукояткой, помогающий управлять конём во время дрессуры;
  • бич, или кнут — ударное приспособление, состоящее из длинной рукояти и плетёного ремня с узлом на конце, в длину может быть около 200 см, предназначен для дрессировки коня на манеже;
  • шпоры — металлическая дужка с колёсиком или репейником, крепящаяся на задник обуви для верховой езды и помогающая управлять лошадью.

Виды сбруи

От вида сбруи зависит ее комплектация, важно, чтобы она была качественной и соответствовала индивидуальным особенностям животного. Независимо от типа аксессуаров, комплект должен быть не тяжелым и ремонтопригодным. В зависимости от назначения упряжки бывают сельскохозяйственными, транспортными и выездными. Для сельхоз работ используют как одноконные, так и парные сбруи. Транспортные виды предназначены для перевозки грузов и пассажиров. Выездные упряжки – парадные, число лошадей в них может быть разным.

Одноконный тип

Различают дуговую и бездуговую одноконную упряжь. Комплект рассчитан на одну лошадь. Первый вариант предполагает в комплекте дугу, хомут, супонь, гужи, сиделку с чересседельником, оглобли, уздечки с вожжами и шлеи. В последнем случае основную нагрузку от повозки на себя принимает шлея. Ее дополняют ременными гортами, оглоблями, хомутом с гужевыми мочками и уздечками с вожжами. Другое название такого типа упряжи – оглобельно-постромочное. Здесь часто применяются короткие оглобли, которые закрепляют не на хомуте, а на седелке.

Постромочно-дышловой вид

Такая упряжь предназначена и для одноконной, и для пароконной упряжек. Ее цель – контроль движения повозки, особенно поворотов. Основной компонент комплекта – дышло. Часто при работе с двухколесным сельскохозяйственным транспортом кони получают ссадины из-за давления на хомут дышла. Если надеть на коня седелку и затянуть постромки чересседельником, работоспособность лошади заметно усилится.

Постромочная разновидность

Конструкция совсем простая, но не всегда удобная, так как при быстрой езде повозку можно не удержать. Тягу в такой упряжке обеспечивают хомут и постромок. Дополняют комплект тормозами, чтобы не травмировать лошадь.

Тачаночный тип

Этот вариант был распространен до начала двадцатого века. Четверку коней и тачанку сейчас можно встретить разве что на съемках исторических фильмов. В комплект упряжи входят постромки и дышло. Пару лошадей запрягают в дышло в центре, а боковых – за постромки, которые закрепляют к вагам.

Комбинированная упряжь

Этот вид относят к типично европейским, запрягают 6-8 лошадей. Упряжка состоит из дышла с постромками и оглоблей. Важно, чтобы скакуны соответствовали друг другу по росту и силе. Коренников подбирают высоких и крепких, чтобы могли сдерживать экипаж. Вместе с ними постромками запрягают пристяжных лошадей, которые контролируют повороты повозки. Впереди коренника запрягают выносных коней. Они также определяют направление передвижения, поэтому их запрягают постромками.

ЦУГ – изобретение с немецкими корнями. Используют такую упряжь для шестерки с двойным выносом. Сегодня такой вариант – редкость, лошади в нем стоят парами или идут гуськом. В ЦУГ для каждой пары используют дышло, к которому припрягают одну или несколько пар коренников. Остальные лошади в упряжи – выносные.

Видео — Европейская упряжь

Значение хомута в управлении лошадью

Важной частью сбруи является хомут для лошади. Они применяется для крепления повозки или сельскохозяйственной техники на коне. Изготавливается хомут из изогнутых брусков, соединенных кожей. Форма позволяет прочно фиксировать сбрую на лошади, при этом учитываются анатомические особенности животного, что позволяет максимально передавать силу в тягловое усилие. Создание хомута сделало прорыв в перевозке грузов – простая уникальная конструкция повысила эффективность гужевого транспорта. Такая сбруя позволила использовать лошадей для перевозки тяжелых грузов и сельскохозяйственной работы, что ускорило промышленную революцию.

Содержание статьи

Развитие хомута – конская упряжь в истории

Приручение лошади произошло свыше 6-7 тысяч лет назад. Длительное время их применяли исключительно для верховой езды. Но во 2-3 тысячелетии до нашей эры появляется прообраз хомута – ошейник из кожи, плотно обхватывающий горло коня. Свидетельства о таких приспособлениях находят в различных культурах:

  • юг Месопотамии – халдейские племена;
  • минойская цивилизация на острове Крит;
  • ассирийское царство, существовавшее на месте современного Ирака;
  • древний Китай.

Ошейник выполнялся из полоски кожи, которая плотно охватывала шею коня (также существовали варианты с двойным ремнем – второй фиксировался за грудными конечностями, но основная нагрузка ложилась именно на шею). Чем сильнее лошадь тянула привязанный груз (телега, плуг), тем больше стягивался ошейник. Особенности строения лошади приводили к асфиксии. Поэтому длительное время основные работы выполняли волы.

Первые изменения в креплении телеги происходят ближе к новой эре – в 3-м веке до рождества Христова в центральной Азии появляется нагрудный ремень. Первопроходцами были китайцы. Особенности крепления позволяли перенести тягу на грудину, то есть на костный аппарат, а не на мышцы. Такая конструкция практически полностью использовала силовые возможности лошади, не нарушая ее производительности. Подобные конструкции появились в Европе лишь в 6-7 веке.

Когда европейцы еще не пришли к использованию нагрудного ремня, в Китае уже появляется первый хомут – изображения его сохранившихся образцов датируются 2-3-м тысячелетием нашей эры. Изображаемые на картинах древние китайские хомуты имеют овальную форму с мягкими подкладками. В европейские государства хомут пришел в 10-м веке. Стоит отметить, что первыми лошадей стали запрягать скандинавские племена, а в южных регионах продолжали использовать волов.

История конской сбруи

Лошадь приручили очень давно: более семи тысяч лет тому назад. Долгое время она использовалась только для верховой езды, пока во втором тысячелетии до нашей эры не придумали первый хомут в виде кожаного ошейника, туго обхватывающего конскую шею. Подтверждением подобных приспособлений служат находки:

  • у халдейских племен, обитавших в Месопотамии;
  • на острове Крит, где остались следы минойской цивилизации;
  • в ассирийском царстве, где сегодня расположен современный Ирак;
  • в древнем Китае.

Примерное строение первого хомута из кожи для лошади

Первые хомуты изготавливали из куска кожи, туго охватывающей конскую шею. Встречался и вариант с двойными лентами: другая часть охватывала грудь и ноги, но главную нагрузку получала все-таки шея коня. Чем больше усилий прикладывало животное, чтобы тянуть плуг или телегу, тем сильнее хомут давил шею. Особенности строения лошадиного тела вызывали удушье, поэтому долгое время к самой тяжелой работе привлекали волов.

Хомут с двойными лентами, охватывающими грудь и ноги лошади

Усовершенствовать приспособление смогли только в третьем веке, когда в Азии появился нагрудный ремень. Первыми его применили китайцы. Возможности крепления позволяли задействовать костный аппарат в области грудины, а не шейные мышцы, как раньше. Такое решение позволяло полностью использовать потенциал животного. В европейских странах аналогичные приспособления стали использовать не раньше шестого века.

Нагрудный ремень

В Европе еще не были знакомы с нагрудным ремнем, а в Китае уже изобрели хомут. Найденные рисунки ученые относят ко второму тысячелетию нашей эры. Древний хомут изображен в виде дуги на подкладке. В европейских странах его используют с десятого века. Когда скандинавские племена уже запрягали коней, на юге все еще использовали волов.

Хомут в виде дуги с подкладом

В средневековье такое изобретение ускорило прогрессивные перемены в Европе, так как теперь ресурсы коня можно было использовать рациональнее. Если измерить эффективность коня в тоннах, которые он способен перевести за час на определенное расстояние, то лошади с хомутом перевозили на 50% больше. Прежде всего, из-за большей скорости (по сравнению с волом).

Из-за преимущества в скорости использование лошадей с хомутами было рациональней, чем использование волов

В 1910 году де Нёттес провел во Франции эксперимент, доказывающий эффективность хомута. Пара лошадок с ошейниками сдвигала груз в пределах полутонны, а те же кони с хомутом – в три раза больше! Опыт доказывает, что хомут – важная деталь упряжки, помогающая равномерно распределить нагрузку на корпус. Более того, хомут позволяет задействовать заднюю часть туловища и все ноги, чтобы толкать груз. Он смягчает давление, характерное для другого типа упряжи, сжимающего трахею.

Использование хомутов значительно увеличивало грузоподъемность лошадей

Правильное устройство хомута

Стандартный современный хомут состоит из трех основных частей:

Также в устройство хомута входят гужи, если будут применяться оглобли в упряжке либо гужевые мочки – для телег с постромками. Размеры хомута определяются клещами, которые должны точно соответствовать форме шеи лошади. За соотношением размеров хомута и лошади нужно следить – при наборе массы или истощении нужно провести изменение хомута.

Расстояние от верхней до нижней точки хомута называется его длиной. Различают нормальные, длинные и короткие хомуты. Короткий хомут будет сдавливать шею, нарушая акт дыхания, а длинные модели опускаются низко, затрудняя движение.

Для изготовления клещей желательно применять древесину прикорневой части берез, вяза или клена. Также можно использовать другие породы древесины, но всегда нужно следить за положением волокон – вдоль клещей. Сейчас часто можно встретить клещи из многослойной фанеры. Это доступный, дешевый материал, но он совершенно не терпит влагу, поэтому приходится придумывать различные способы защиты от дождя. В нижней точке клещи соединяются разборно, чтобы иметь возможность надеть хомут на шею лошади и немного подправить размер.

Деревянные клещи хомута, даже идеально подобранные, давят на мягкие ткани и врезаются в них.

Используют специальную подкладку, называемую хомутиной. Она представляет собой кожаный чехол, наполненный соломой. Реже применяют войлок, шерсть и другие наполнители. Соломенный жгут нужно плотно обтягивать кожей толщиной 1-2 мм (либо плотно набивать войлоком). С клещами хомутина сбивается гвоздями, при этом нижний край подкладки должен размещаться выше клещей на 5 см, чтобы предупредить натирание шеи.

На границе нижней и средней трети клещей на их внешней поверхности прикрепляются гужи. Это кожаные ленты, в которых будут фиксироваться оглобли. Для гужей можно использовать свиную и коровью кожу, нарезанную на ленты в 9-12 см. Сейчас часто применяют резину и другие искусственные материалы. Кроме фиксации гужи выполняют функцию амортизации, смягчая толчки повозки, передающиеся на упряжь.

Седелка не является частью хомута, но считается важным дополняющим его элементом. Ее функция – передавать вес давящего хомута с шеи на спину. Чаще применяют горбатую седелку, подходящую для нормальной спины, также используют стоячие и плоские типы для лошадей с особенностями конфигурации спины.

Раздвижная модель

Хомут должен идеально подходить по размерам лошади, тогда не будет чрезмерного давления на шею и плечи, а работоспособность будет на высоком уровне. В правильном положении хомут опирается на границу шеи и холки, боковые ветви лежат на мускулатуре шеи, лопатках, а нижняя поверхность расположена у основания шеи. Добиться правильного положения хомута можно лишь наличием определенной модели, но имеется вариант – раздвижной тип.
Существует несколько раздвижных моделей, но их устройство обычно однотипно. В отличие от обычных вариантов клещи у них в верхней части не соединены, а представлены парой симметричных половинок. Хомутина также съемная и закрепляется ремнями в нижней и средней части. Верх клещей связывается ремнями – степенью натяга регулируется размер хомута.

Регулировке поддаются и гужи, чтобы можно было использовать оглобли для различной сельскохозяйственной техники. Кольца можно сместить вперед или назад, расширить и зафиксировать колышком. Устройство позволяет применять после небольшой доработки хомут и с оглоблями, и с постромочной упряжью.

Рекомендации по выбору хомута для лошади

Шея каждого животного имеет свою характерную форму. Если надеть на лошадь плохо подогнанный хомут, она набьет плечи и холку и в конечном счете потеряет здоровье и работоспособность. Обыкновенный хомут состоит из двух половинок клещей, затягивающихся супонью при запряжке. Внутренняя его сторона продублирована подкладкой. При дышловой запряжке к ушкам хомута пристегиваются постромки, при дуговом варианте – к хомуту гужами фиксируются оглобли.

Шея каждой лошади имеет свою характерную форму, это нужно учесть при выборе хомута

Приобретая хомут, обращайте внимание, чтобы он не лежал на плечах, а плотно облегал шею коня. Длинный и широкий хомут заходит за ости лопаток и сбивает холку. Это препятствует свободному выбросу передних ног. Короткий хомут затрудняет дыхание, приводит к асфиксии, узкий – ухудшает кровообращение.

Хомут должен плотно прилегать к шее лошади

Степень облегания контролируют:

  • по бокам: на мускулатуре передней оси лопатки;
  • вверху: на гребне шеи, на чале холки;
  • в нижней части: у основания шеи;
  • в нижней части лопатки: на плечелопаточных сочленениях.

Существует 12 размеров хомутов (от №0 до №11). Чтобы найти свой вариант, надо правильно измерить параметры туловища:

    ширину шеи измеряют у основания специальным приспособлением: циркулем Вилькенса. Но при желании подобное устройство можно соорудить и самостоятельно. Для этого надо скрепить 3 планки в виде буквы «П», на перекладине надо нанести измерительную шкалу. Одна ножка должна передвигаться;

При выборе хомута обращайте внимание, чтобы нижний край хомутины был на 2 см выше клещей, иначе на шее могут быть повреждения. Хомут, предназначенный для быстрой езды с незначительной тягой, выбирайте более легкий (до 3-4 кг), для работы, где нагрузка будет значительной, – до 8-10 кг. Хомут, который используют для эксплуатации вместе с сельхозмашинами и орудиями, более легкий и небольших размеров. Вместо гужей у него постромки, прикрепляемые веревочными или кожаными мочками.

Хомут нужно выбирать, исходя из целей использования лошади

Чтобы определиться с номером хомута для своей лошади, сравните данные измерений с результатами в таблице.

Размер, №01234567891011
Длина, см440460485510535555585610640670710740
Ширина, см210230240250260270280310340360380400

В процессе эксплуатации хомуты приобретают особенности индивидуального строения шеи каждой лошади.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: