Лошадь-тяжеловоз – настоящий труженик, способный выдерживать самые интенсивные физические нагрузки. Во всём — от внешнего облика до поведения — она демонстрирует степенность и неспешность.
Впрочем, характеристика советской, бельгийской, французской и других пород тяжеловесов всё же не столь однозначна в их определении.
Красивые крупные животные легко справляются и с перевозкой грузов, и с пахотными работами на полях, и с преодолением препятствий. Их исполинский рост, выраженная мускулатура, массивное тело выглядят весьма впечатляюще.
Происхождение
Фото:

Впервые понятие «лошадь-тяжеловоз» появилось много столетий назад, в эпоху Средневековья, когда была особенно сильна потребность в выведении коней, способных нести на себе воинов в тяжёлых латах.
Именно они принимали участие в рыцарских турнирах и походах, и блестяще справлялись с этой важнейшей задачей.
Кроме того, прекрасные и сильные животные, именуемые в те времена «дестриэ», сопровождали своих владельцев в походах и были им хорошими спутниками в перемещении на большие расстояния.
Какой средний вес у коня был в те времена? Предки современных тяжеловозов достигали массы в 800–1000 кг при росте до 200 см. Конечно, лошадь с такими габаритами не была способна успешно маневрировать или с лёгкостью брать барьеры.
Кроме того, под нагрузкой дестриэ быстро утомлялись, и не могли обеспечить длительное движение вперёд так же успешно, как их более лёгкие «коллеги».
Современными потомками средневековых дестриэ считаются многие породы лошадей. Самые известные из них – бельгийские брабансоны, французские першероны и шайры, используемые в Великобритании.
Именно английской породе тяжеловозов и принадлежит рекорд по массе и росту особи. Жеребец породы шайр, родившийся в далёком 1846 году, как зафиксировано, имел высоту в холке 220 см и весил более полутора тонн.
В России, из-за обилия пахотных угодий, сложилось собственное генеалогическое ответвление тяжеловозов. Формирование пород было начато на рубеже XIX и XX веков на базе местных упряжных лошадей и ввозимых из Бельгии арденов.
Характерная дисгармоничность европейской разновидности тяжеловозов под влиянием селекционной работы была устранена. Выведенный тип лошадей отличался крепким, красивым сложением, впечатляющим экстерьером.
Такой подход благотворно сказался на репутации будущей породы – она смогла завоевать не один приз на всемирных и международных выставках.
История
Историки полагают, что селекция и целенаправленное разведение коней тяжелой весовой категории начались в средние века. Рыцари, облаченные в железные латы, были непосильной ношей для любого из ездовых скакунов. Спрос на сильных боевых коней, способных нести тяжелый груз и выносить тяготы военных переходов, определил развитие пород тяжеловозов.
Первые подобные скакуны имели рост около 2 м и весили 1000 кг. Животные, обладавшие такими габаритами, имели необходимую силу, но не выдерживали длительных переходов. Они не могли преодолевать препятствия или мчаться галопом. Историки и генетики считают, что такие мощные животные были предками современных видов тяжеловозов: шайров, брабансонов и першеронов.
Селекцию сильных тягловых коней вели во многих странах Европы. В Прибалтике в конце XIX в. была выведена порода литовский тяжеловоз. Ее предки — дикие жмудские кони, жившие на территории современной Литвы. Для селекции новой породы заводчиками использовались местные кобылы, шведские ардены и русская тяжеловозная порода. В результате они получили сильных выносливых животных, которые облегчили труд местных крестьян. Лошади этой породы используются в Прибалтике и сегодня. Их привлекают к полевым работам и перевозке грузов.
Описание
Фото:
В зависимости от породной принадлежности, варьируются и характеристики тяжеловозов. Но есть и некоторые общие признаки. Все тяжеловозы – шаговые лошади, не ориентированные на скоростное передвижение.
Для них характерны следующие признаки:
- короткая мускулистая шея;
- спина средней длины с выраженным мышечным рисунком;
- сухие, крепкие ноги;
- широкий круп;
- средний вес в диапазоне 0,8-1 т;
- высота от 1,6 до 2,0 м.
Характерный для тяжеловозов аллюр – шаг. Тем не менее такой конь вполне может демонстрировать резвость на короткой дистанции.
Некоторые породы даже способны преодолевать препятствия в прыжке – таким навыком обладает ирландский тяжеловоз, довольно лёгкий, но сильный.
Основные европейские тяжеловозы
Современное тяжеловозное коневодство начало формироваться примерно в XVIII-XIX веках сначала во Франции, Англии и Шотландии, затем – в Бельгии и Германии. Коневоды потрудились на славу, творчески используя интуитивный опыт своих предшественников, и на сегодняшний день европейское коневодство может похвастаться такими всемирно известными породами, как:
- першерон.
- шайр.
- брабансон (или бельгийская тяжеловозная).
- булонский тяжеловоз.
- австралийский.
- клейдесдаль (или шотландский тяжеловоз).
- суффолк.
- ирландский тяжеловоз.
- тинкер (или ирландский коб).
- рейнский тяжеловоз.
- арденская лошадь.
- гафлингер.
- норикер.
Каждая из этих пород – предмет законной гордости той страны, где она была выведена. Европейские тяжеловозы оказали огромное влияние на развитие тяжеловозного коневодства в разных уголках мира, от Америки до Австралии. Так, австралийский тяжеловоз «родился» при скрещивании четырёх завезённых на материк пород – суффолка, шайра, клейдесдаля и першерона. Заметна роль европейских тяжеловозных пород и в создании современного российского тяжеловозного коневодства, однако ещё до их появления Россия могла похвастаться лошадью-тяжеловозом, по своим характеристикам мало чем уступавшей лучшим европейским видам.
Першерон
Назначение
Важным отличием тяжеловозных пород лошадей является чётко прослеживаемое наследование черт предков. Кроме того, не утратили животные и своего назначения.
Как и столетия назад, сегодня такие кони успешно перевозят грузы там, где отсутствуют привычные современному горожанину подъездные пути. Их можно встретить запряжёнными в цыганскую кибитку или увидеть в поле, впряжёнными в плуг.
Остаются востребованы эти прекрасные животные и в сфере проката или при обучении верховой езде – за счёт малой скорости они подходят даже для начинающих.
А в сельском хозяйстве они незаменимы при выпасе скота и позволяют пастуху двигаться в одном ритме со стадом.
Топ-10 тяжеловозов
До прочного укоренения механизации в жизни человека тяжеловозные породы были очень популярны. Их использовали для перевозки тяжестей, применяли для работы в сельском хозяйстве, транспортировки поваленных деревьев, других грузов массой 500–600 кг, армейских потребностей.
Сегодня в силе этих коней потребность практически отпала. Некоторые породы находятся на грани исчезновения. Однако во многих странах их пытаются сохранить, принимая программы на государственном уровне.
Эти животные неприхотливы в уходе и обладают добродушным характером, поэтому для них находятся новые сферы использования, например, работа с детьми, туризм, получение молочной и сырной продукции. Предлагаем познакомиться с 10 наилучшими породистыми тяжеловозными лошадьми.
Породы лошадей-тяжеловозов
Тяжеловес среди лошадей скаковых пород выглядит излишне массивным. Однако, в окружении себе подобных или просто на выгуле он великолепен.
Сегодня известны десятки пород, тяжеловозные характеристики которых не нуждаются в подтверждении. Стоит рассмотреть наиболее популярные из них более подробно.
Брабансон
Бельгийские породы лошадей традиционно считаются родоначальниками всех современных тяжеловозов.
Эта тягловая сила используется в Европе со Средневековья. Фландрийский конь или брабансон – порода, выведенная в Бельгии, и сохраняющая свои характерные признаки на протяжении столетий.
Животные считаются долгожителями, обладают лёгким нравом, послушны, легко приспосабливаются к не самым комфортным условиям содержания.
Средний рост животного – 1,7 м, для него характерна рыжая или чало-гнедая масть, с оттенком красноты. Мощная мускулатура, переливающаяся под кожей, выглядит очень внушительно.
Шайр

Крупной даже среди тяжеловозов считается порода шайр, выведенная в Великобритании. Типичный рыцарский конь здесь столетиями выводился вовсе не для вспахивания земли.
Эту миссию шайрам доверили лишь в XVIII столетии, и с тех пор они считаются сельскохозяйственными животными.
Мощность телосложения, массивность корпуса, высокие силовые и скоростные показатели, характерные для породы, и сегодня не дают интересу к ней угаснуть.
Типичный современный шайр вырастает до 185 см в холке и может весить более 1200 кг.
Характерные для него окрасы включают всю палитру цветов: от гнедого до серого. Самые большие тяжелоупряжные лошади и сегодня успешно применяются английскими фермерами для перевозки грузов и объезда угодий.
Австралийский тяжеловоз
Одна из самых лёгких среди существующих пород лошадиных тяжеловесов. Её селекция объединила в себе множество кровей – достоверно известно об участии клейдесдалей, першеронов, шайров и суффолков.
Получившийся в результате конь приобрёл лёгкий нрав, компактные размеры, не слишком пышную гриву, хвост и шерсть на ногах.
Вырастают австралийские тяжеловозы выше 170 см, имеют массу 0,6-0,8 т. Окрас животного – равномерный или пятнистый, с преобладанием рыже-коричневой гаммы.
Владимирский тяжеловоз
Рассматривая российские породы лошадей, нельзя не отметить продукт селекции владимирских конезаводчиков. Полученная ими лошадь имеет масть от рыжей до вороной, высокий рост – от 165 см в холке, среднюю массу в 750 кг.
Плотное тело с выраженными мускулами подчёркивает силу и грациозность этого животного. В селекции владимирских тяжеловозов были задействованы клейдесдали и шайры, что привнесло в их окрас присутствие белых пятен, способствовало формированию обильного шёрстного покрова на ногах.
Отличительной чертой породы является высокая приспосабливаемость. Они способны жить и в табуне, и в условиях конезавода, контактны, легко привыкают к людям. По своим рысистым качествам, подвижности, скорости перемещения владимирский тяжеловоз опережает прочие породы.
Именно поэтому их считают одними из лучших кандидатов на улучшение генофонда, активно используют в качестве производителей.
Булонский
Популярная французская порода, когда-то развивавшаяся по двум направлениям, сегодня представлена лишь крупным подвидом, который, впрочем, не утрачивает своего изящества и привлекательности.
Булонские тяжеловесы невероятно изящны для своих габаритов, а вырастают они до 170 см при массе в 0,7-0,9 т. Выразительные глаза, пышная грива и богатая опушка ног, изящная линия лба делают породу уникальной именно по экстерьерным качествам.
Кроме того, во Франции её активно используют для участия в скачках в упряжи, благодаря способности переходить на рысь и хорошим беговым качествам.
Клейдесдаль
Клейдесдаль – это шотландский тяжеловес, легко справляющийся с демонстрацией ездовых и тягловых качеств на соревнованиях.
Лошади этой породы обладают мощным костяком, мускулисты и выносливы. Встречаются различные окрасы клейдесдалей – от вороного до гнедого, можно увидеть серых и рыжих коней.
Но эта порода может быть отнесена к разряду одной из самых прихотливых. Животные очень чувствительны к условиям содержания, требуют качественных кормов.
Першерон
Тяжеловес, отличающийся гармоничным телосложением и весьма внушительными габаритами, был выведен благодаря использованию в его селекции кровей арабских скакунов.
Першероны – настоящие рекордсмены по росту и весу, самые крупные особи достигают 2 м в холке и более. Скаковые гены делают этих лошадей довольно быстрыми и выносливыми, они легко преодолевают большие расстояния даже с грузом или под седлом.
Внешний облик першеронов также заслуживает внимания. Они обладают массивным мускулистым телом, атлетичными сухими конечностями, крупной головой с изящным рисунком профиля, длинной шеей.
Средний вес лошади составляет около 900 кг, большинство имеет рост в пределах 175 см, гигантские экземпляры нередки, но всё же считаются скорее отклонением от нормы. Шерсть на ногах у современных представителей породы практически отсутствует.
По своему характеру першероны достаточно приятны, легко поддаются обучению, обладают энергичным темпераментом.
Если направить их энергию в нужное русло, можно получить выносливого помощника в хозяйстве, способного передвигаться рысью даже с грузом более 1 т весом.
Высокий интеллект делает першеронов прекрасным выбором для участия в цирковых шоу по всему миру.
Суффолк
Английская порода лошадей, носящая название графства, где долгие годы велась её селекция, относится к представителям компактной линейки тяжеловозов.
Суффолки обладают компактными размерами, покладистым характером, привлекательной внешностью.
Для них характерно разнообразие окрасов – от лимонного и золотого до насыщенного каштанового, белые отметины есть в виде «звёзды» во лбу и аккуратных «носочков» на ногах.
Небольшие размеры делают суффолков идеальным выбором не только для выпаса скота, но и для иппотерапии, цирковой арены или занятий конным спортом.
Южно-германская тяжелоупряжная
Немецкий тяжеловоз отличается низким ростом и небольшим диапазоном мастей – гнедой, игреневой, бурой.
В крови южно-немецкой породы можно найти примесь генов клейдесдалей, голштинцев, австрийских норикенов. Первоначальное название породы – пинцгауэр, но сегодня чаще звучит именно современный вариант.
Животные отличаются красивым рисунком бега, сильными конечностями, компактным мускулистым телом и высоким уровнем подвижности. Используются эти баварские лошади преимущественно в сельском хозяйстве.
Советский тяжеловоз
Гармоничные по своему экстерьеру тяжеловозы с сильными ногами и плотным телом. Выделяют три типа – от облегчённого, обладающего сухим телосложением, до массивного.
Жеребцы вырастают до 168 см, чаще всего встречаются рыжая и бурая масти.
Порода не отличается прихотливостью, успешно содержится и на заводах, и в табунах, отличается превосходными силовыми показателями. Даже суровый сибирский климат им нипочём – лошадь прекрасно содержится и в условиях продолжительных холодов.
Цыганские тинкеры
Одна из самых молодых пород упряжных тяжеловозов – её признали только в 1996 году.
Цыганские тяжеловесы представлены преимущественно классом гранд джипси, вырастающим до 1,55 м и наращивающим вес до 700 кг.
Крепкие, мускулистые лошади имеют толстую шею с красивым изгибом, бороду, выраженные фризы на ногах, густую чёлку, гриву и хвост.
Для этих лошадей характерно X-образное положение задних ног, пегая масть, с выраженной тенденцией к ситцевости или окрасу тобиано. Хороший характер сделал тинкеров популярными в сфере обучения верховой езде.
Битюг
Воронежский, русский тяжеловоз – это все потомки типичных битюгов, ныне полностью исчезнувшей породы, когда-то созданной путём скрещивания местных лошадей с клейдесдалями и брабансонами.
Крепкие, массивные, они демонстрировали превосходную выносливость при перевозке грузов, выполнении сельхозработ.
Арденская лошадь
Эти непарнокопытные были известны ещё при Юлии Цезаре. В начале ХХ века их применяли при военных конфликтах, для транспортировки артиллерийских орудий и в кавалерии.
Позднее их способности пригодились в сельском хозяйстве, конном спорте. Также этих коней пускают на производство конины.
Особенности экстерьера:
- высота в холке — 1,6–1,62 м;
- масса — 0,7–1 т;
- голова — тяжёлая с широким низким лбом и немного выпуклым профилем;
- шея — отличается средней длиной;
- грудной отдел — характеризуется глубиной;
- спина — укороченная, с мускулистой поясницей;
- конечности — сильные, с крепкими суставами;
- грива — пышная;
- масть — рыжая, гнедая, вороно-серая, гнедо-чалая, с белыми пятнами в форме звезды;
- характер — покорный, неприхотливый, мягкий.
Достоинства:
- высокая производительность мясной продукции;
- работоспособность;
- живучесть;
- большая грузоподъёмность;
- непритязательность к кормам и мероприятиям по уходу.
Недостатки у породы не выявлены.
Новоалександровский тяжеловоз
Эта порода — дело рук украинских коневодов, занимавшихся усовершенствованием русских тяжеловозов. Утверждена в 1948 году. В ней смешаны гены Арденов, Брабансонов, Першеронов.
Описание экстерьера породы:
- высота в холке — 1,48–1,49 м;
- масса — 0,56–0,59 т;
- голова — облегчённая с удлинённой мордой и горбатым профилем;
- шея — укороченная, широкая, массивная;
- спина — массивная;
- конечности — недлинные, сильные, отличаются сухостью, правильно поставлены;
- хвост — пышный, волнистый;
- грива — кудрявая;
- масть — саврасая, вороная, чалая, бурая, с белыми пятнами на морде и конечностях;
- характер — уравновешенный, энергичный.
Достоинства:
- тяговая мощность;
- крепкая иммунная система;
- отличная плодовитость;
- отличные молочные показатели.
Недостаток — разборчивость в кормах.
Ирландский
Национальный ирландский тяжеловоз широко распространен во всей Великобритании. Неприхотливость коней позволяла владеть ими даже беднякам.
Кони ирландской породы умны, сообразительны, выполняют любые работы. Рост – 150-160 сантиметров. Крепкое гармоничное тело. Масти – гнедая, рыжая, серая. Использовались как верхово-упряжные кони.
Особенности экстерьера тяжеловозов
Внешность этого животного сразу выдает его принадлежность к тяжелым тяжеловесам. Голова у представителей таких пород отличается массивностью, грубыми формами. Уши короткие и малоподвижные, затылок короткий, место стыковки головы и шеи также характеризуется меньшими параметрами. Это имеет значение для коней, работающих под седлом, так как управлять животным, у которого короткий затылок, намного сложнее.
Лошадь-тяжеловоз отличается тяжелой, низкой и широкой холкой. Эта особенность конской физиологии позволяет животному легко выполнять тяговые работы, не нанося ущерба своему здоровью. Широкая грудная клетка обеспечивает правильную работу передних конечностей при перемещении лошадью тяжелого груза.
Экстерьер представителей тяжелоупряжных пород зависит от селекции. У каждой породы есть свои отличительные черты. Некоторые отличаются крупными габаритами, другие демонстрируют удивительную для тяжеловозов подвижность и грацию, третьи ценятся за свою выносливость и способность к размножению.
Содержание
При содержании тяжеловозов важно обеспечить им достаточный простор и чистоту в помещении. При возведении конюшни каждой лошади отводят не менее 4–5 м2 площади.
Помещение выбирают отапливаемое, без сквозняков, хорошо освещённое и проветриваемое.
Режим кормления зависит от сезона, но, в среднем, корм задают 3–4 раза в день, обязателен водопой – в течение суток взрослое животное потребляет до 150 л жидкости.
Кормовая база разнообразна – от свежей зелени летом до сена, силоса и зерна зимой.
Разведение
Во время разведения тяжеловозов стоит обратить внимание на то, что даже один жеребец может покрыть потребности целой фермы.
Рождаемость у этих лошадей высокая, они приносят по жеребёнку регулярно, с 3 до 20 лет, в период беременности рекомендуется усиливать рацион. У крупных пород могут возникать проблемы с родоразрешением.
Как правильно воспитывать маленьких жеребят этой породы? После выжеребки рекомендуется выпускать малышей на пастбище на 5–7 день, первый корм — молоко матери — постепенно дополняется травой, к двум годам вводят плющеный овёс.
С 4 месяцев жеребёнок уже привыкает к регулярному уходу, его вычёсывают, приучают к ношению недоуздка, общению с человеком.
На конезаводах молодняк выращивают и тренируют группами, приучая его к разным видам аллюра с 7–8 месяцев, после перехода на отдельное содержание. К продаже кобылы и жеребцы готовы в двухлетнем возрасте.
Возможные болезни
Для тяжеловозов не выделяют особенного перечня характерных заболеваний. Обращать внимание следует в первую очередь на симптоматику.
Если лошадь закатывает глаза, тяжело дышит, падает, это могут быть признаки миоглобинурии, возникающей при резком увеличении нагрузки после длительного периода простоя.
Особенно часто наблюдается у тучных лошадей. В зависимости от симптоматики, вводятся подкожные инъекции инсулина, камфора, гидрокарбонат натрия внутривенно.
Ещё одно распространённое заболевание, связанное с плохим уходом – гниение стрелки копыта.
Если сочащийся гной виден невооружённым глазом, животное хромает, требуется хирургическое вмешательство, мазевые компрессы с антибиотиками.
Глистные инвазии у лошадей тоже не редкость. Если тяжеловоз демонстрирует потускнение шерсти, общую слабость, расстройство ЖКТ, стоит провести забор кала на анализ.
Лечение зависит от вида паразитов.
Рекордные показатели
Крупнейший конь по кличке Сэмпсон
Представители тяжеловозных пород лошадей прославились множеством рекордов, которые удалось зафиксировать восхищенным хозяевам и публике.
Несколько впечатляющих рекордных показателей:
- Самый высокий рост зафиксирован у мерина Сэмпсон породы шайр – 219 сантиметров. Вес Сэмпсона – 1524 килограмма. Конь родился в 1848 году, когда книга рекордов еще не велась. Эти показатели считаются рекордными, превзойти их пока не удалось.
- Книга Гиннеса рекордсменом зафиксировала другого представителя породы шайр – мерина Голиафа с ростом 193 сантиметра.
- Впечатляющий рост в 215 сантиметров имел першерон Марокко (вес 1285 килограммов) и брабансон Brooklyn Supreme – 195 сантиметров.
- Тяжеловесы прославились не только размерами, но и тягловой силой. Сохранились фото 1893 года, на которых пара коней породы шайр тянет повозку с лесом весом 42 тонны. Силачи провезли груженые сани по снегу на расстояние 500 метров.
- Тягловые способности тяжеловозов измерялись на выставках коней. Мерин Вулкан в Уэмбли создал тягу в 29 тонн, которую зафиксировал динамометр. Пара шайров в упряжи показала результат в 51 тонну.
Падение интереса к тяжеловозам отмечается из-за развития техники. Рекорды отмечались в 19- начале 20 века, когда обладание мощными лошадьми приносило выгоду, облегчало труд.
Фермеры гордились породистыми, сильными конями, конезаводчики искали славы, чтобы дороже продать молодняк с ферм.
Справка: кобылицы многих тяжеловозных пород в период лактации дают по 5-6 тысяч литров ценного кумыса, обладающего ценными свойствами.
Появление тяжеловозов в России
Наша отечественная селекция довольно поздно обнаружила преимущества лошадей-тяжеловозов. Лишь ближе к началу ХХ века (примерно в то же время случился бум промышленности) появилась необходимость использования в работе мощных упряжных лошадей. Россия известная тремя породами тяжеловозов:
- Владимирской;
- Советской;
- Русской.
Одной из первых русских тяжеловозных пород считают Владимирскую. Первое упоминание о ней датируется второй половиной XIX века. Местных жеребцов стали целенаправленно скрещивать с более крупными лошадьми (чаще всего завезёнными из-за границы). Официальную регистрацию порода прошла только в 1946 году, но это только документальное признание, на самом деле владимирские кони уже более 20 лет работали на благо человека.
Русские селекционеры скрещивали представителей иностранных тяжеловозных пород с крупными русскими кобылами, чтобы получить приспособленный к суровому климату вид
Другая лошадиная порода — Русская — также имеет короткую историю. Селекционеры занялись этими конями в первые годы ХХ века. Они планировали соединить в одной породе особенности сразу нескольких иностранных тяжеловозных пород. Но беря во внимание то, в какое смутное время приходилось работать специалистам, а также отсутствие качественных кормов, суровые климатические условия, разнящиеся с теми, к которым привыкли «иностранные» жеребцы, не удивительно, что Русская порода вышла такой сухощавой, но при этом подвижной. Удивительно, но даже в таких непростых условиях, лошади получились довольно выносливыми. Официальное признание порода Русская получено в 1952 году.
Относительно молодой русской породой можно считать Советскую. Эти лошадки превосходят по габаритам сородичей, отличаются высокими показателями молочности. В качестве основы для выведения были взяты всё те же западноевропейские жеребцы. Порода была так же признана в 1952 году.
Испытания лошадей-тяжеловозов
Таблица 2. Самые известные русские породы тяжеловозов.
| Порода | Время выведения | Вес, кг | Рост, см | Масть | Другие характеристики |
| Владимирская | Конец XIX — 30-е годы ХХ века | 750-1200 | 165-175 | Бурая, гнедая, саврасая, серая | Представители породы имеют большую голову с выпуклым профилем, крупную длинную шею, ноги массивные с густой и жёсткой щёткой |
| Русская | Начало ХХ — 50-е годы ХХ века | 900-1023 | 170 и более | Различная | Выносливые лошади, косолапы, у них мускулистая развитая шея, ноги наделены развитой мускулатурой, грудная клетка обширная |
| Советская | Середина ХХ века | 750-1050 | 155-165 | Различная | Короткие ноги и шея, длинная спина, широкая грудная клетка, голова имеет выпуклый профиль |
Владимирские лошади
Предками владимирских жеребцов являются шотландцы Клейдесдали. Селекционные работы начались ещё в XIX веке.
Владимирцы самые крупные русские тяжеловозы. Они крайне дружелюбны и покладисты, но при этом слишком пассивными их не назовёшь. Их часто использовали в упряжке в качестве «русской тройки», поскольку их выносливость, сила и приспособленность к русскому климату позволяли им тащить на себе большие грузы долгое время.
Владимирских лошадей чаще всего запрягали в русские сани, поскольку эти лошади могли долгое время тащить большие грузы даже зимой
Русские лошади
Прародителями Русской породы были ардены (Бельгия) и отечественные представители. Селекционерам даже удалось избавиться от некоторых недостатков арденов. Русские тяжеловозы лишились их несколько угловатого туловища и непропорционального корпуса. Некоторой изюминкой жеребцов является их косолапость. Это можно увидеть даже на фотографиях.
У Русской породы жеребцов наблюдается лёгкая косолапость
Советские лошади
Эти лошадки самые молодые из всех выведенных тяжеловозов в России. Их «родителями» выступали брабансоны и отечественные кобылы. Такой «коктейль» нужен был для того, чтобы одновременно соединить в породе мощность и выносливость тяжеловозов, и приспособленность к суровому климату обычных верховых русских кобыл.
Советские жеребцы и кобылы сильны даже по сравнению с другими породами. Они наделены пропорциональным корпусом, с мощными округлыми формами и развитой мускулатурой. Они не требуют особого ухода, отлично чувствуют себя даже в самых холодных климатических условиях. По темпераменту спокойны, покладисты, послушны.
Советская порода лошадей считается самой молодой тяжеловозной отечественной породой
Цены на щетки для чистки лошадей WAHL
Щетки для чистки лошадей от грязи WAHL
